Ведомости:
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2009/08/11/209124# Евгений Гонтмахер
О Древнем Египте Российском Фараоне Президенте Премьер Министре:
Модернизация: Альтернатива вертикали
Eсть несколько выходов. Первый: ничего не делать, надеясь на то, что все само собой рассосется. Надежда при этом возлагается на возвращение высоких цен на нефть, газ, металлы. Главное - переждать смутные времена. В принципе, политически этот вариант не самый плохой: на него в той или иной форме надеется и основная часть нашего населения, по-прежнему доверяя Владимиру Путину почти как чудотворцу, который в засуху своими молитвами вызовет дождь.
Комментарий Pavel Efimovih: для повышения эффективности молитв, предлагаю:
1)отменить разделение церкви и государства.
2)Перенести патриархию в Белый дом
3)Избрать путина патриархом
4)Организовать общественные молитвы, о росте цен на Энеогоносители и металлы в Храме Христа Спасителя.
Второй: подтянуть гайки. Эта идея носится в воздухе и опять же политически может быть выгодно продана собственному населению. Поводов для реализации этого сценария масса. Лучше всего подойдет новый вооруженный конфликт с Грузией или очередной громкий теракт на Северном Кавказе. Информационная версия: «враги на пороге». Ради этого можно пойти на сворачивание социальных программ и оставшихся еще «вольностей» типа свободного доступа к интернету, беспрепятственного выезда за границу, функционирования нескольких неподцензурных СМИ. Не исключено даже «временное» интернирование (задержание без предъявления обвинений) отдельных «инакомыслящих». Кстати, такая практика уже неоднократно использовалась в отношении активистов маршей несогласных. Что касается расслабившихся властных структур, то весь госаппарат и в центре, и на местах будет переведен фактически на казарменное положение с показательным наказанием проштрафившихся. Населению это должно понравиться. Тем более что жертвы могут быть заметные - и министры, и губернаторы. Бизнес станет фактически напрямую управляться государством - вспомним богатый опыт диктатур Европы и Латинской Америки прошлого века. Опять же и народным массам приятно. Но что дальше?
Скорее всего международная изоляция, сокращение экспорта и импорта,
фиксация цен и неизбежный переход на карточную систему распределения всего и вся, создание «трудового фронта» по образцу фашистских режимов (об этом, кстати, уже начали говорить отдельные «эксперты»). Логика развития событий (даже помимо воли людей, их запустивших) через считанные годы, а то и месяцы приведет к появлению на карте мира еще одной страны типа Кубы (в лучшем случае), Мьянмы или даже Северной Кореи.
[Комментарий Pavel Efimovih: Приветы Ким Чен Иру, Уго Чавесу, Ахмадинежаду и Фиделю Кастро]
Есть, наконец, третий выход: модернизация как попытка войти-таки в XXI век вместе со всем цивилизованным миром. Здесь возможны две траектории - революционная и эволюционная. Или, другими словами, реформы снизу или сверху.
[Комментарий Pavel Efimovih: Совсем Охренел там Гонтмахер в своем ИСоРе, забыв о духованости. ГЫ:))))]
Думаю, что упорствование в следовании по путям ничегонеделания или закручивания гаек неизбежно приведет к революционным потрясениям. Что бы ни говорили о долготерпении и духовности нашего народа, но когда магазины опустеют, а зарплаты и пенсии превратятся в кучу бумажек, то инстинкт самосохранения позовет к топору
[Комментарий Pavel Efimovih: Экстремист Гонтмахер, посмел усомнится в Руccкой Духовности ((с) Держатель патента на Русскую Духовность ЗАО РПЦ МП. Остерегойтесь подделок)
Ну как минимум Еретик и ЕРЖ(
источник) Гы:)))]
Конечно, хотелось бы избежать такого варианта развития событий [Комментарий Pavel Efimovih: Ну а кому хотелась бы кровавая революция, с приходом радикалов?]
Эволюционный путь модернизации - самый сложный. Наш государственный аппарат гасит любые месседжи, идущие сверху. Кроме того, взаимопереплетенность предстоящих реформ абсолютно противоречит отраслевому и региональному дроблению этого аппарата.
Классика нашей жизни: Минздравсоцразвития вроде бы занимается пенсионной системой, но судьба обязательной накопительной части пенсии данное министерство не интересует - ведь это сфера компетенции и Минэкономразвития, и Минфина, и
ФСФР, и Пенсионного фонда. Вот уж поистине у семи нянек…[четырнадцать сисек]
Что же
делать[Pavel Efimovih: И
Кто виноват?] дуумвирату, если он все-таки захочет начать реформы сверху? На кого опереться? На «Единую Россию»? Но здесь, как говаривал Ильич, именно тот случай, когда ткнешь в стену, а она гнилая. На «гражданское общество»? И тут та же картина. Славно поработали над Россией казенные и околоказенные политтехнологи.
Остается одно-единственное: строить параллельные структуры. Как известно, Петр I не стал модернизировать стрелецкое ополчение, а с нуля сформировал по самым современным тогдашним образцам регулярную армию, перенеся на русскую почву даже такую, казалось бы, несущественную деталь обмундирования, как букли. Петр I не стал даже пытаться переделать Москву в столицу европейского государства, а соорудил посреди невских болот Санкт-Петербург.
[Комментарий Pavel Efimovih: Ждемс...... пускай хотя-бы так. Только скорее страна развалится и кровь польется. Гонтмахер оптимист. Даже слишком]
Перенесемся в XX век Перенесемся в XX век. Владимир Путин, без пяти минут президент России, в конце 1999 г. инициирует создание Центра стратегических разработок (ЦСР), которому поручено разработать программу комплексных реформ. И в эту негосударственную организацию на совещания и круглые столы как миленькие ходят и министры, и даже вице-премьеры. Работа кипела, но, как ни старались Герман Греф, Эльвира Набиуллина, Дмитрий Мезенцев, Аркадий Дворкович, а подготовленная программа реформ так во многом и осталась на бумаге. Думаю, потому, что Владимир Путин так и не стал пусть неформальным, но руководителем ЦСР. Несмотря на то что перечисленные выше люди ушли на высокие должности в госаппарате, для обеспечения успеха реформ не хватило элементарного административного ресурса, замешанного на политической воле.
Что можно сделать сейчас? Нужно создавать параллельный центр подготовки решений президента и правительства. Им может быть, как и в случае с ЦСР, негосударственная структура. Ее учредителями могли бы стать наиболее авторитетные исследовательские центры и физические лица, не запятнавшие себя соучастием в доведении страны до нынешнего предынфарктного состояния. Руководство этой структурой, например в качестве сопредседателей наблюдательного совета, могли бы взять на себя Дмитрий Медведев и Владимир Путин. И главное - полномочия. Этому институту можно было бы, во-первых, поручить подготовить план реформ, включая последовательность конкретных шагов, во-вторых, дать возможность (например, указом Дмитрия Медведева) экспертировать все проекты решений правительства и президента вплоть до предоставления права на визирование (или невизирование) соответствующих документов и, в-третьих, наделить его полномочиями по мониторингу исполнения уже принятых решений с регулярными аналитическими докладами на самый верх.
Естественно, что эта структура должна стать центром общественной и интеллектуальной жизни, в которой каждый день проводятся многочисленные круглые столы, семинары, конференции и используются самые современные информационные технологии. При этом первые лица государства принимают непосредственное участие в работе этого института, рассматривая его как неформальное, но ключевое подразделение администрации президента и аппарата правительства…
На этом месте я, пожалуй, остановлю полет своей фантазии, потому что дальнейшее описание работы этого института имеет смысл только тогда, когда есть принципиальное решение о его создании. Осталось немногое: к имеющемуся, может быть, даже избыточному административному ресурсу присоединить мощную политическую волю к реформам.
Автор - член правления Института современного развития