Первые испытания самолета Ан-74Т-200А прошли 24 декабря 2004 года. В этот день состоялся, как говорят летчики, «подлёт» самолета, а уже полновесный полёт был осуществлен 28 апреля 2005 года. Дело в том, что этот самолет впервые получил цифровую систему
FMS (Flight Management System), которая была сопряжена с традиционными системами самолета:
информационным комплексом высотно-скоростных параметров (ИКВСП),
навигационно-посадочной аппаратурой (Курс-93М),
системой раннего предупреждения приближения земли (СРППЗ-2000) и другими. Такие изменения в авиации называют «главными» и требуют проведения серьезной конструкторской работы, отладки оборудования и необходимых исследований. В течении 6-ти месяцев были проведены сертификационные испытания модификации и после этого самолёт Ан-74Т-200А был готов для отправки заказчику.
На фото: приборная доска самолета Ан-74Т-200А (SU-BPM) с установленной системой FMS разработки
ОКБ «Электроавтоматика» (С-Петербург, Россия).
На фото: для последующих поставок в 2008 году было проведено импортозамещение на навигационную систему украинского производства
CН-4312 (производитель
«Оризон-Навигация» (Смела, Украина)).
В период проведения испытаний в Украине самолёт имел
бортовой номер UR-CES, затем, после их окончания - самолет был окрашен в цвета ВВС Египта и получил
регистрационный номер SU-BPM.
На фото: самолёт Ан-74Т-200А (UR-CES) на исполнительном старте (Харьков, ХГАПП, 24 декабря 2004 года)
На фото: доклад
командира экипажа Владимира Самодурова (слева) по итогам первых испытаний Ан-74Т-200А (Харьков, ХГАПП, 24 декабря 2004 года)
По итогам испытаний была проведена пресс-конференция. Многие журналисты составили "дорожную карту дня", а специализированный
авиационный сайт avia.ru выпустил специальный репортаж под названием
«Рождение нового самолета».
На фото: украинские политики с удовольствием позировали на фоне нового самолета Ан-74Т-200А (Харьков, период 2005 года)
На фото: первый самолет Ан-74Т-200А (регистрационный номер SU-BPM) перед вылетом в Египет (Харьков, ХГАПП, 16 сентября 2005 года)
Фото по прилёту самолёта Ан-74Т-200А (регистрационный номер SU-BPM) в Египет, на базу ВВС «Almaza» (Каир, 16 сентября 2005 года)
На фото: вручение памятного знака ВВС Египта нашей команде в честь поставки первого по контракту самолета Ан-74Т-200А (SU-BPM) (Каир, база ВВС Египта «Almaza», 16 сентября 2005 года)
Контракт с Египтом предполагал несколько этапов: поставки должны были осуществляться по схеме: 3+6+18 самолетов. При этом контрактом подтверждалась поставка 3-х самолетов, затем 1 октября 2004 пришло официальное подтверждение о готовности египетской стороны покупать дополнительно 6 машин с возможностью последующего расширения поставок с нашей стороны.
Первые
три Ан-74Т-200А поставлялись в период с 2005 по 2010 год (самолеты с бортовыми номерами SU-BPM, SU-BPN, SU-BPO).
Проблемы финансового и организационного характера привели к задержкам с поставками, чем воспользовались конкуренты в лице компании
Airbus Defence & Space с самолетами C-295. К большому сожалению, после завершения поставки первой партии самолетов, отношения между сторонами перестали быть дружескими и всё больше принимали официально «удалённую» форму. Потерялась инициатива и был, по сути, утрачен результативный контакт.
В итоге,
в октябре 2010 года египтяне подписали первый контракт с Airbus Defence с последующим расширением поставок самолётов С-295 по схеме 6+6+8 на общую сумму более 1 млрд USD. Все поставки по этой программе были осуществлены в период с 2011 по 2015 год.
На фото: С-295 в ливрее ВВС Египта (2015)
Получив скромный доход на первых 3-х самолетах Ан-74Т-200А, которые были поставлены в Египет в результате жесточайшей конкурентной борьбы, а также с учётом понесенных затрат на модернизацию базовой версии самолета - у нас не смогли воспользоваться этим достижением; потеряли темп, дальнейшее развитие проекта и, как следствие, значительную реальную прибыль.
Большая победа, со временем, обратилась в «ярмарку упущенных возможностей».
Шло время. Эксплуатация двух десятков самолетов С-295 в Египте не решила тех логистических задач, под которые были «заточены» самолеты Ан-74, поэтому спрос на существующие у египтян антоновские машины по-прежнему остаётся высоким.
На схеме: представленные автомобили могут перевозиться самолетами Ан-74Т-200А. Ни один из этих автомобилей не может перевозиться на испанских самолетах C-295 (сечения самолетов Ан-74 и С-295 - слева)
Но годы неумолимы: устарел бортовой комплекс самолета Ан-74, существующие двигатели требуют модернизации и установки на них электронно-цифровой системы управления двигателем с полной ответственностью или
Full authority digital engine control (FADEC). Заказчики из ряда стран хотели бы видеть новые американские или канадские моторы на крыле Ан-74.
Концепция частичной модернизации навигационного пилотажного оборудования самолёта Ан-74 с применением готовых решений компании
Honeywell (США) -
комплекс Primus Epic®. Система контроля работы двигателей в этой версии остаётся традиционной. Вместо аналоговых приборов в кабине пилотов устанавливаются четыре AMLCD больших многофункциональных дисплея, а также на центральном пульте -
Flight Management System (FMS) Honeywell FMZ Series (два пульта)
Концепция глубокой модернизации навигационного пилотажного оборудования самолёта Ан-74 с применением готовых решений компании Honeywell (США) - комплекс Primus Epic®. В отличие от версии, представленной выше, здесь устанавливается
EFIS (Electronic flight instrument system), добавлен центральный дисплей
Engine Instrumentation Display System с учётом установки на Ан-74 двигателей с системой Full authority digital engine control (FADEC) - с электронно-цифровой системой управления двигателем с полной ответственностью
Варианты применения двигателей различных производителей на самолете Ан-74
Египтяне ценят выдержку и последовательность. Также помнят и берегут искренние отношения, уважают профессионализм.
Известный египетский певец Amr Diab عمرو دياب несколько лет назад исполнил замечательную и любимую многими в той стране
песню "Adet el Ayam" عدت الايام "Прошли дни".
Там есть такие слова:
عدت الايام عليا عدت صعبه بجد عليا
مانا معرفتش اعيش يا حبيبي وانت غايب عن عينيا
اصعب حاجه مرت بيا حاله الوحده طول لياليا
و اصعب منها الشوق يا حبيبي وانت غايب عن عينيا
كنت بحاول اعيش من غيرك قولت لنفسي اعيش مع غيرك
بس ماشوفتش ابدا غيرك وانت غايب عن عينيا
عرفت قيمتك يا حبيبي عرفت يعني ايه حبيبي
قول اقول لمين حبيبي وانت غايب عن عينيا
…Я знал твою ценность Хабиби, я знал, что это значит Хабиби -
скажи мне, для кого я говорю Хабиби, всё время не видеть тебя
Прошли мои дни, прошли очень трудно для меня -
Я не мог жить Хабиби, не видя всё время тебя…
У нас говорят проще: «Старый друг - лучше новых двух».
До встречи, Каир! :-) Мы скоро вернёмся سنعود على الفور [sanaeud ealaa alfawr].
© Павел Науменко Pavel Naumenko