Спаси и сохрани

Mar 22, 2017 22:58

Говорят, что самое трудное в авиации - это ждать. Несмотря на современные виды связи на борту самолёта, которые позволили обеспечить телефонные разговоры и пользование Интернетом - они не уменьшили ту звенящую тишину аэродрома вместе с учащенным сердцебиением, когда ждёшь прилёта товарищей, близких и любимых людей, родного крылатого детища…

Считается, что любое транспортное средство - будь-то: автомобиль, корабль, поезд или самолёт является местом повышенной опасности для человека. Между Землей и человеком возникает «посредник», который в состоянии переместить своего хозяина и творца с недоступным для него самого скоростью, комфортом и на недостижимую для «его двух ног» дальность. Несмотря на то, что всё рассчитано, проверено и благодаря тому, что человек полетел, по словам великого ученого и создателя аэродинамики Николая Жуковского (1847-1921): «…опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума» - это всё-таки вызов. Вызов против всего сущего, против природы и её канонов, за что человек всегда был вынужден платить самую большую цену.

Поэтому, самое трудное в авиации - это терять своих соратников, которые улетели и остались в небе навсегда. Столетняя авиационная история подарила огромное множество научных открытий, изобретений, технологий; самолёты стали одним из самых безопасных видов транспорта, но, как и прежде, происходят трагедии - в разных странах, на разных континентах, при разных обстоятельствах…



На фото: Беседа с Митрополитом Харьковским и Богодуховским Владыкой Никодимом (Николай Степанович Руснак 1921-2011) перед вручением ордена «Преподобного Нестора Летописца» 1-й степени. Награда была мне вручена в честь издания сборника песен авторства Владыки Никодима «Тебе, наш Харків, Сам Господь оберіга», где были представлены музыкальные произведения харьковских композиторов на стихотворения Митрополита (Харьковское епархиальное управление Украинской Православной Церкви; Харьков 61003, ул. Университетская, 8; 18 октября 2004 года)

…Накануне вылета 23 декабря 2002 года, была сформирована большая делегация из руководителей и ведущих специалистов авиационных предприятий Украины и России, которые были задействованы в кооперации по производству пассажирского самолета Ан-140. Планировалось проведение Координационного совета этого международного проекта в иранском городе Исфахан, та территории самолетостроительной компании HESA, которая во время проведения совета подготовила первый взлёт второго серийного Ан-140 иранской сборки.
Лётная служба ХГАПП проложила маршрут полёта: Харьков - Трабзон (Турция) - Исфахан. Утром 23 декабря всё было готово.

Традиционный завтрак перед вылетом, тёплые пожелания, приподнятое настроение, улыбки и уверенность в том, что все вместе делаем одно большое и полезное дело.
Помню своё сожаление о том, что не могу сейчас лететь со своими коллегами. На следующий день планировалось в Киеве торжественное вручение Сертификата типа для новой модификации самолета - Ан-74ТК-300 - с участием Президента Украины Леонида Кучмы. Поэтому мне, как генеральному директору серийного завода, который выпускает этот лайнер, там нужно было быть…

После таможенного и пограничного контроля на заводском аэродроме «Сокольники» все были на своих местах в самолёте (регистрационный номер UR-14003). Я спросил разрешения у пограничников и поднялся на борт, чтобы ещё раз всем пожать руку и пожелать хорошего полёта…

В моей памяти до сих пор, как в замедленном немом кино, воспроизводится этот момент: я вижу их лица, глаза и утреннее Солнце, пробивающее своими лучами иллюминаторы Ан-140…



Региональный Ан-140 был создан в 1997 году, при этом его серийное производство началось на Харьковском государственном авиационном производственном производственном предприятии, где 11 октября 1999 года состоялся первый взлёт этого лайнера. Именно тогда Ан-140 стали называть «первым самолётом, разработанным с самого начала в период независимости Украины». Ан-140 был престижным государственным проектом, лицензию на производство которого купили авиапроизводители Ирана и России.
Самолёт Ан-140 компании "Аэромост-Харьков" с бортовым номером UR-14003 вылетел из Харькова в 11 часов утра 23 декабря 2002 года. Лайнер был изготовлен на ХГАПП, налетал всего 71 час 28 минут и выполнил 27 посадок. После вылета из Харькова, самолет совершил промежуточную остановку в турецком городе Трабзон для дозаправки и оттуда отправился в Исфахан. До аэродрома пункта назначения оставалось около 30 км - порядка трёх минут полёта. Командир экипажа Геннадий Анцибор запросил разрешение на посадку, но в 19 часов 38 минут воздушное судно исчезло с экранов радаров…
Начиная с этого времени, как безудержная стремительная чёрная лавина, стали поступать вести о катастрофе. Наступило чувство огромной потери, боли и пустоты…

Сейчас мне трудно вспомнить, как произошло наше первое общение с Владыкой Никодимом, но то, что после катастрофы Ан-140 в Иране, Митрополит стал для нас не просто пастырем, который оберегает и учит своих чад. Он был для многих заводчан духовным отцом, близко принявшим к своему сердцу и разделившим горечь нашей утраты.

Именно тогда прозвучали его слова, которые в последствии стали песней-реквиемом в память о наших погибших товарищах:

«Свет от звезды угаснувшей когда-то,
К нам миллионы лет ещё летит.
А свет, идущий от души крылатой
Ни время, ни пространство не затмит…»

Впервые песня «Прерванный полёт» прозвучала 19 ноября 2004 года. Тогда страна жила президентскими выборами, а на Харьковском авиазаводе была горячая пора - завершались лётные испытания самолета Ан-140-100 для Азербайджана.
На 17:00, в недавно открытом «Дворце студентов» Национальной юридической академии им. Ярослава Мудрого, был запланирован концерт песен на слова Архиепископа Украинской православной церкви Митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима. Зал был украшен во всю высоту сцены Иконой Богоматери с младенцем, повсюду были цветы и свечи.

Начало концерта задерживалось… В пять минут шестого - звонок на мой мобильный телефон и слова моей мамы: «Папа умер…».

Струна, которая всегда звучала и громко, и тихо, и сурово, и ласково - оборвалась. Настала тишина…
Когда один миг унёс жизни моих товарищей во время страшной катастрофы в иранском небе, только папа той ночью сказал: «Ты сможешь это преодолеть. Я в тебя верю»…

… На сцене звучала песня-реквием, весь огромный зал «Дворца студентов» слушал стоя, поминая авиаторов, отдавшим свою жизнь небу. Взяв букет цветов, я подошел к Владыке Никодиму и поцеловал его руку с глубокой благодарностью за ту силу духа, которую он, как пастырь, смог дать мне.



В своей книге «Жребий, предначертанный Богом» (Харьков, издательство «Майдан», 2004), как во многих других своих произведениях, владыка Никодим говорит о жизненных силах, которые даёт человеку его Родина. Для него самого, такой родиной стало буковинское село Давидовцы:

Ой вийду я, роздивлюся,
З гори на долину,
Нема ніде краще в світі,
Понад Буковину…

И ещё: «К вере я пришёл молитвами моей родной матери. Мне присуще всё, что присуще здравомыслящему человеку. Я благоговею перед алтарём Церкви Христовой в молитве за свой народ, люблю художественную прозу и поэзию, живопись и классическую музыку, люблю духовное и созидательное строительство».
Где бы он не служил Церкви - от послушника до настоятеля Крещатицского Свято-Иоанно-Богословского мужского монастыря в Черновицкой области, Заместителем Начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме или епископом Аргентинским и Южноамериканским в Буэнос-Айресе - мощная энергетика родной украинской земли давала ему огромные возможности и раскрывала новые горизонты.
Издавая свои книги, которые стали неисчерпаемым источником мудрости и духовности, Владыка не раз цитировал высказывание Пророка Екклесиаста: «Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествию многих дней опять найдёшь его» (Книга Екклесиаста, Глава 11,1). На фотографиях - книги Владыки Никодима, на снимке справа - официальное фото Митрополита



На фото: мемориальный комплекс погибшим в авиакатастрофе Ан-140 23 декабря 2002 года на харьковском городском кладбище № 17 (Курочкина Гора, 1). Мемориал был открыт в канун первой годовщины трагедии в Иране 20 декабря 2003 года. Первоначально была выстроена стела из благородного гранита, состоящая из двух частей, которые образуют между собой «небесный крест». Внутри этого креста скульптор поместил модель самолета Ан-140, что, благодаря форме самой стелы, подчеркивало факт гибель лайнера, экипажа и пассажиров в горах Ирана (на снимке слева). Увидев памятник за день до открытия, мы приняли решение убрать самолёт. После этого «небесный крест» стал чистым и прозрачным, как символ душ наших товарищей, оставшихся в небе ( на фотографии в центре). Что же касается самого Ан-140, то тогда все мы были уверены в большом будущем этой крылатой машины, тем более - это было важно перед памятью погибших. На самой стеле начертано: «Памяти погибших в авиакатастрофе 23.12.2002 в горах Ирана (Исфахан). Нет, это неправда. Ваш полёт не прервался, ваш полёт продолжается. Там, в вышине, вы парите над нами, озаряя наш путь. Как звезда путеводная, продолжаясь в делах, самолётах, родных и друзьях» (Харьков, 20 декабря 2003 года)



На фото: мемориалы памяти катастрофы 23 декабря 2002 года стали местами паломничества, а сама дата трагедии уже более десяти лет является Днём памяти на Харьковском авиационном заводе. На снимке слева - в горах на месте трагедии в провинции Исфахан. Там был установлен памятный знак (14 апреля 2003 года), на фотографиях в центре и справа - первая годовщина авиакатастрофы (Харьков, 20 декабря 2003 года)

Именно тогда, на ХГАПП пришла новая традиция - перед передачей заказчику освящать по православному обряду все самолёты, которые нами были произведены. Мы остро испытывали потребность в Божьем покровительстве и защите наших крылатых детищ, в создание которых вкладывали свои таланты, старания и душу многие тысячи людей.



На фото: во время освящения самолета Ан-140-100 (регистрационный номер 4K-AZ49 «Lankaran»), построенного для концерна AZAL (Азербайджан). Обряд проводит епископ Изюмский, викарий Харьковской епархии Онуфрий (Лёгкий Олег Владимирович), сейчас - Митрополит Харьковский и Богодуховский (Харьков, ХГАПП, аэродром «Сокольники», 29 марта 2005 года)

Говорят, что существует одна «научная» теория, которая подтверждает бессмертие человеческой души.
Дело в том, что многие философы и исследователи давно пришли к мнению, что «душой» может считаться некий объём информации, который определяет внутреннее «я» человека, его личность.
В ранних представлениях, утверждалось, что после смерти, «душа отделяется от тела», чтобы продолжить существовать уже в другой бессмертной форме. Кто-то может вспомнить популярные фильмы на эту тему, которые активно снимали в 70-х - 80-х годах прошлого века. Для полной убедительности нам даже показывали «визуализацию» этого процесса. Кто-то брался определить «вес» человеческой души и, в рамках своей теории, приводил какие-то конкретные цифры на этот счёт.
Развитие цифровых технологий нас ещё ближе пододвинуло к истине в этом вечном вопросе, при том, в данном случае в логике, как говорят, не откажешь.

Представьте себе наш окружающий мир.
Всё, что мы видим и ощущаем, существует в нас и вокруг нас. Каждый из нас - частица мироздания, Вселенского разума.

Мы заботимся о себе, о своём потомстве; считаем самой главной ценностью свою жизнь и жизни своих близких. Научные открытия призваны, по сути, сделать одно - продлить нашу жизнь: сделать её более безопасной, комфортной и результативной.
Мы совершенствуемся в этом мире, также как и мир совершенствуется вокруг нас. Каждый человек несёт в себе обширную информацию, которая за время жизни превращается в уникальную базу данных, являющуюся его неотъемлемой частью.

Так вот, с определенного момента, авторы «цифровой теории бессмертия души» стали утверждать, что тело человека - это, своего рода, компьютер.

Действительно, когда мы покупаем, например, новый ноутбук - мы начинаем «забивать» его память различными данными: документы, фотографии, фильмы, сообщения, письма и многое другое. Со временем, места на диске остается всё меньше и мы можем либо что-то удалить, либо заменить диск или купить новый компьютер.
С появлением «облачных сервисов» iCloud, Dropbox, Google Drive и многих других, функция компьютера стала сводиться к роли терминала или «интерфейсного устройства», которое позволяет человеку удобно и быстро общаться со своей базой данных. Вся информация хранится уже не только на Вашем устройстве, а и в глобальных дата-центрах, которые сегодня пока ещё находятся на Земле, но завтра, вполне возможно, будут находиться в космосе.
Устарел компьютер - приобрёл новый, при этом без потери даже байта информации; без утраты, создаваемого многие годы, своего окружающего цифрового мира…

Именно такая технология привела к простому выводу о том, что после смерти, человек, утрачивая своё материальное тело, полностью сохраняет свою «душу» - информацию о себе и о своём мире на «облачном сервисе» Вселенского разума. И если это так, то «бессмертие души», известное нам по Библии и всем церковным канонам с незапамятных времен, скоро может получить современное научное подтверждение…

Так устроен человек - задумываться о вечном тогда, когда теряет близких, когда стоит перед сложным выбором, когда от его решений и поступков зависит жизнь людей.



На фото: открытие новой поликлиники Харьковского государственного авиационного производственного предприятия (ХГАПП) состоялось ровно через два месяца после авиакатастрофы Ан-140 в Иране. На первом этаже недавно реконструированного административного корпуса авиазавода расположилось современное диагностическое медицинское учреждение. На его открытие пришло тогда много гостей, журналистов и просто тех, кто хорошо понимал великую ценность жизни в нашем хрупком мире. Символическую ленточку на открытии заводской поликлиники перерезают (на левом снимке, слева - направо): Валерий Кононов - председатель Киевского районного совета гор. Харькова; Ярема Жугаевич - Председатель Профсоюза авиастроителей Украины; Александр Колесников - первый заместитель председателя Харьковской облгосадминистрации (Харьков, ХГАПП, 24 февраля 2003 года)



На фото: в структуре новой поликлиники ХГАПП появились кабинеты терапевтов, невропатолога, офтальмолога, отоларинголога, хирурга, санолога, эндоскописта. Был создан штат из 12 врачей и 24 медсестёр; развернуты клиническая и биохимическая лаборатории, позволяющие исследовать более 24 параметров крови; открыт рентген-кабинет с цифровой обработкой и хранением снимков, с возможностью их просмотра в 3D изображении. В дополнение к постоянно действующему пункту «Скорой помощи» и активно работающему санаторию-профилакторию «Полёт», в то время на Харьковском авиазаводе был создан мощный медицинский комплекс по раннему выявлению заболеваний и профилактическому лечению работников предприятия. Немаловажным стало то, что все медицинские услуги оказывались бесплатно, а финансирование осуществлялось исключительно по итогам хозяйственной деятельности завода и без привлечения государственных средств. На снимке слева - обложка очередного выпуска информационного бюллетеня «АвиаХарьков Новости» за март 2003 года (3’ 2003 (14)), издаваемого Департаментом ХГАПП по связям с общественностью. Кстати, главная тема этого выпуска была освещена в статье: «Самое дорогое у человека - это жизнь»

Когда человек приходит работать в большое дело, где результат зависит от слаженности и профессионализма работы большой команды - он делает выбор. Остаться индивидуалистом - этаким трудоустроенным «фрилансером» и плыть по «корпоративному течению» или стать авангардом, мотором, закручивающим и толкающим всех остальных. В авиации - настоящее и будущее - именно за такими людьми. Как оказалось, в «авиационной медицине» - тоже.



На фото: двигателем медицинских проектов на ХГАПП в то время стал Главный врач предприятия Сергей Козловский. В отличие от большинства своих «именитых кабинетных коллег», Сергей Александрович действовал как врач «экстремальной медицины»: он был участником практически всех экспедиций завода в различных уголках мира, быстро принимал решения и личным примером показывал путь к их реализации. Создание новой поликлиники на заводе было его идеей, которая в рекордные сроки была осуществлена. Мы называли его «Чазов», в честь всемирно известного врача-кардиолога Евгения Ивановича Чазова - лечащего доктора нескольких советских руководителей, министра здравоохранения СССР с 1987 по 1990 год (на снимке во время одной из экспедиций: Гонконг - Чжухай, ноябрь 2002 года)



На фото: именно на открытии Поликлиники ХГАПП, был сделан анонс наших планов по созданию и производству специализированных санитарных версий самолётов Ан-74 и Ан-140. Необходимость в таких машинах была очевидна, а наши возможности, обширная история эксплуатации этих крылатых машин делали такой проект реальным и относительно недорогим (на снимке с моделью санитарной версии самолёта Ан-74. Харьков, ХГАПП, 24 февраля 2003 года)

На самом деле, использование Ан-72 / 74 в качестве санитарного самолёта было заложено с момента создания этой уникальной машины.



На фото: прежде всего, главным преимуществом Ан-74 стала компактная и эффективная грузовая рампа, которая в открытом состоянии может занимать несколько рабочих позиций: (1) рампа-трап для заезда автомобильной техники, загрузки грузов и быстрого захода на борт людей (изображено на снимках); (2) расположение грузовой рампы в открытом состоянии параллельно поверхности аэродрома. Это положение удобно использовать для ручной погрузки контейнеров, паллет в случае, если используются рольганги на направляющих, установленных на полу грузовой кабины самолета. И, наконец, (3) положение грузовой рампы в открытом состоянии под фюзеляжем. То есть, после открытия рампа перемещается на специальных направляющих под нижнюю часть фюзеляжа, полностью открывая проём рампы. Такое положение используется в воздухе для десантирования парашютистов и грузов, а также на земле - в этом случае вплотную к самолету может подъехать грузовик или самоходная платформа для оперативной загрузки / разгрузки грузов. На снимке внизу справа - возможности конвертации грузо-пассажирской кабины Ан-74: вдали на фото показана пассажирская версия салона; на переднем плане - носилки эвакуационной версии Ан-74



На фото: этот ряд скриншотов, которые были сделаны с видеоряда учебно-рекламного фильма о военно-санитарной версии самолета Ан-74. Учитывая то, что «семьдесятчетвёрка» может приземлиться и взлететь не только с неподготовленных аэродромов, но и с участка автотрассы или просто укатанной ровной грунтовой площадки, «эвакуационная доктрина» с помощью нашего самолёта предполагала следующее. Необходимо было доставить с поля боя бойцов до места посадки Ан-74, затем на носилках, которыми комплектуется самолет, перенести раненых с оружием и в обмундировании непосредственно в воздушное судно. При этом, загрузка 44 раненых (это максимальное число людей на носилках, которые могут быть приняты на борт) осуществляется в течении нескольких минут, после чего Ан-74 покидает прифронтовую зону и берет курс на аэродром, находящийся возле стационарного госпиталя. На воздушном маршруте, бригада медиков, входящих в состав лётного экипажа, выполняет (по необходимости) мероприятия по подготовке раненых к операциям на земле или проводит интенсивную терапию тяжелобольных (ХГАПП, фильм «Надежные крылья», студия «Авиафильм», 1997 год)

Впервые фильм «Надёжные крылья» (Reliable wings) был продемонстрирован во время работы международного авиасалона Le Bourget’ 97 (Париж, 14-22 июня, 1997 года). Полномасштабный показ самолёта Ан-74ТК-200 (регистрационный номер UR-74038) во французском небе и на земле, презентация десятка новых опций самолета на выставочном стенде, включая его санитарный вариант, привлекли тогда внимание большого числа наших потенциальных покупателей.



Главным преимуществом Ан-74 всегда была универсальность. Когда в июне 1999 года ХГАПП подготовило первые предложения по самолету для ВВС Египта, пакет опций Ан-74 насчитывал 11 вариантов исполнения. При этом, практически все варианты могли быть реализованы в одном (!) самолёте, что в то время было практически недостижимо для наших конкурентов. На снимке слева - грузовая кабина Ан-74 для перевозки десантников (без центрального ряда сидений); справа - та же кабина с возможностью транспортировки раненых бойцов на носилках (Презентация Ан-74, ХГАПП, июнь 1999 года)



На фото: особенно поражало наших заказчиков то, что вполне цивильный и комфортный самолёт, только что приземлившийся в международном аэропорту с пассажирами в течении буквально 30-50 минут после посадки и без привлечения специалистов наземных служб, превращается в грузовик, в который на приличной скорости заезжает микроавтобус и загружаются грузы. Самодостаточность Ан-74 в любом месте и в любое время стало серьёзным основанием присвоить самолету nickname - «Летающий джип» (Flying SUV), что «пристало» к нему навсегда…



На фото: простота конвертации пассажирской кабины самолёта в грузовую, позволила практически сразу и без сложных модификаций использовать Ан-74 в качестве летающего госпиталя в одной из вышеуказанных на инфографике опций



На схеме: первым заказчиком медицинского Ан-74 в VIP-версии (модификация Ан-74ТК-200С) стал ливийский лидер Муаммар Каддафи معمر القذافي. Контракт 021-145/2003-STE-1-67-Д/K-2003 был подписан 6 июня 2003 года от имени ГП СВФ «Прогресс» (Украина) с Правительством Ливии на поставку 2-х самолётов Ан-74ТК-200С. Планировалось создание современного VIP-госпиталя с возможностью проведения медицинских операций и интенсивной терапии на борту воздушного судна. Комплектация специализированного медицинского оборудования была запланирована от лучших мировых производителей из США и Японии. В частности, в соответствии с проектом на борту Ан-74ТК-200С должны были быть установлены Perfusor Basic Infusion System, Urisus 1100 Urine Analyser, ZOLL MSeries AED Defibrillator, PROPAQ Encore Monitoring System и многое другое. На самолёте устанавливались 4 (четыре) места для проведения интенсивной терапии (Aircraft Intensive Terapy Unit). Дизайн специализированного интерьера самолета Ан-74ТК-200С был разработан предприятием «ИнтерАМИ-Интерьер» в 2005 году.
В связи с гражданской войной 2011 года в Ливии («Арабская весна» الربيع العربي), контракт выполнен не был. В дальнейшем, эти самолеты были поставлены в 2011-2012 годах Министерству обороны Туркменистана в конвертируемом варианте и без медицинского оборудования

С началом серийного производства самолета Ан-140 с 1999 года на Харьковском авиазаводе, нас постоянно не покидала тема медицинского применения новой машины. Несмотря на своё изначально «пассажирское» предназначение, Ан-140 имел одно уникальное преимущество - большую грузовую дверь (размеры двери: высота 1290 мм, ширина 985 мм). Эта дверь установлена по правому борту между 9 и 11 шпангоутами фюзеляжа для реализации возможностей грузо-пассажирской версии самолета, то есть когда часть салона выделяется под перевозку грузов, а часть (с креслами за передвижной перегородкой) - для пассажиров.



На фото: слева изображение санитарного Ан-140 в ливрее МЧС Украины, созданное в интернете анонимным блогером из Харькова. На самом деле ливрея будущего летающего госпиталя была дорисована на фотографию Ан-140 VIP-версии (регистрационный номер UR-14006), правда интернет-дизайнеру можно отдать должное в изобретательности. На снимке справа - грузовая дверь Ан-140 из «Альбома конструкций агрегатов и систем самолета Ан-140-100» (С. В. Воронов, А. Г. Гребеников, А. М. Гуменный, Ю. М. Евсеев, А. Ю. Ефремов, П. А. Клюев, Д. О. Крайнов, А. И. Кривобок, A. В. Лоленко, Ю. А. Мовчан, П. О. Науменко, В. А. Никифоров, B. Н. Николаенко, В. В. Парфенюк, А. А. Сердюков, Н. И. Токмаков, C. В. Удовиченко. - Учебное пособие. - Харьков: Национальный аэрокосмический университет "Харьковский авиационный институт", 2005. - 182 с.)



На фото: (1), (2), (3) большая грузовая дверь Ан-140 дополняется удобной дверью-трапом (4) для пассажиров



На фото: возле самолёта Ан-140 авиакомпании «Аэромост-Харьков» на Московском авиакосмическом салоне МАКС 2003 (пос. Жуковский, Московская область, 19-24 августа 2003 года)

Кстати, начиная с 2005 года на российский рынок поставляются самолёты Ан-140 производства самарского авиационного завода «Авиакор» (первый взлёт серийного Ан-140 самарской сборки состоялся 25 мая 2005 года). За это время на начало 2017 года было произведено 12 самолётов этого типа, 3 из которых были поставлены авиакомпании «Якутия». Правда, в 2015 году «Якутия» отказалась от эксплуатации этих самолетов, отдав предпочтение канадским Bombardier Q300 / 400 и российским Sukhoi RRJ-95B. Что же до Ан-140, то самолеты украинской разработки с завидным постоянством стали заказывать российские военные: ВКС России (поставлено 5 самолетов) и ВМФ России (4 самолета). При этом, военные заказы продолжают поступать и сегодня. Пока неизвестно, есть ли среди российских военных Ан-140 медицинские версии. Но, по всей видимости, это будет, как говорят, «не за горами»…
Правда недавно, проект санитарной версии был реализован на основе Ан-148, который производится Воронежским акционерным самолётостроительным обществом (ВАСО). Такими самолётами стали Ан-148-100ЕМ с персональным именем «Александр Покрышкин» (регистрационный номер RA-61715) и Ан-148-100ЕМ «Иван Кожедуб» (регистрационный номер RA-61717).



На фото: Ан-148-100ЕМ «Иван Кожедуб» МЧС России (регистрационный номер RA-61717) во время проведения спасательной операции. Самолет оснащён современным медицинским оборудованием (на фотографии справа), позволяющим проводить операции и интенсивную терапию прямо на борту во время полёта. По сравнению с Ан-140, самолёт Ан-148 значительно (более чем в 2 раза) дороже и несмотря на все ухищрения конструкторов, загрузка больного на борт «стосороквосьмого» осуществляется с большими трудностями. На Ан-140 намного ниже уровень пола самолёта, что позволяет загружать носилки с больным безопасно на более низкой высоте, чем у Ан-148 (на снимке слева). Кроме этого, проём двери Ан-148 (высота 1830 мм, ширина 813 мм) более узкий, чем грузовая дверь, расположенная по правому борту Ан-140 (высота 1290 мм, ширина 985 мм), что в совокупности с малым клиренсом Ан-140 является более предпочтительным для загрузки больного на носилках, а это, подчас, является определяющим при спасении жизни человека

Создавая «медицинские версии» наших самолётов, мы сами постепенно стали походить на врачей. Это означало, что на производстве стало ещё чище, ответственность и культура работников возросла, а главный субъект процесса - самолёт - стал главным и «святым» местом, где как в «сверх материи» сконцентрировались талант, труд, ответственность и самопожертвование огромного числа людей, выбравших авиацию в качестве дела своей жизни.



На фото: во время приёмки заказчиком самолета Ан-74ТК-300Д (актуальный регистрационный номер UR-AWB) (Харьков, ХГАПП, ноябрь 2003 года)

И ещё об одном.

В Библии сказано: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1 Коринфянам 13:4-8).
Это самое главное, что мы вынесли из наших жизненных уроков. Именно любовь и есть Бог - та созидательная сила, которая позволяет человеку вместе со своими единомышленниками достигнуть ранее недостижимого, преодолеть то, что казалось непреодолимым.



На фото: мне довелось испытать такую любовь и это великое чувство не покидает меня до сих пор. На фотографиях вверху со своей супругой на авиационных выставках Farnborough 2004 (слева) и Le Bourget 2003 (в центре и справа). На снимке внизу - 25-летие нашей свадьбы (Киев, 12 октября 2016 года)

Любовь к человеку, сродни любви к жизни. Одно невозможно без другого.

Среди моих друзей есть несколько врачей.
Известный харьковский эндокринолог Елена Борозенцева за несколько десятилетий своей кропотливой работы сделала жизнь своих пациентов более комфортной и менее зависимой от хронического недуга. В любое время суток она помогает людям не только комфортно жить и себя обслуживать, но и продолжать свой род.
Можете себе представить, насколько сложны роды у женщины, страдающей сахарным диабетом. При этом профессионализм и доброе слово врача делают настоящие чудеса…

Мой киевский друг - Максим Ерёменко - талантливый врач, бизнесмен и владелец одной из частных клиник. В силу своего призвания и профессиональных обязанностей борется и, надо сказать, эффективно с тяжелейшими недугами своих пациентов. При этом делает это даже тогда, когда надежды на выздоровление практически не остаётся..

Один его рассказ привожу без купюр и сокращений:

«Я уже говорил, что мы стали заниматься такими сложными случаями только последние 2 года, после переезда в Киев.
Пришлось окунуться сразу, так как сотрудничество с СТБ не предполагает простых диагнозов [клиника Максима Ерёменко время от времени становится съёмочной площадкой этого канала телевидения] .
Пришлось много читать и размышлять на эти темы. За эти два года у меня очень сильно изменился личный взгляд на такие заболевания и их лечение.
У нас были пациенты, которым мы предлагали отрезать ногу из-за саркомы.
Сложных больных с раком лёгкого с прогнозом в 3 месяца мы тянули 1 год и 3 месяца.
Семьи несли затраты и терпели переживания.
Со многими родственниками мы подружились.
И когда я их спрашивал, не сожалеют ли они о принятых решениях - они говорят: «Нет, не жаль, потому, что мама или папа встретили ещё один день рождения, год или годы могли видеть внуков, друзей, семью, ездили на дачу и море, говорили по телефону» и так далее.
Сейчас у нас лежит пациент.
Парень с Западной Украины. 28 лет. Двое детей. Пропущенный и запущенный рак. Когда на консилиуме мы сообщили ему и семье о диагнозе - рыдала вся его семья и вся съёмочная команда СТБ.
Но он собрался.
Мы ему первый раз сделали химиотерапию и ему стало лучше. Продолжаем лечение.
Конечно же у него впереди очень сложная операция, но он полон решимости.
Я скажу Вам свое мнение - для меня нет вопроса расстаться с ногой и прожить даже неделю. Господь уважает бойцов!»

После таких слов ещё и ещё раз задумываешься о своем здоровье и здоровье близких. Пусть этот Божий дар как можно дольше будет с нами и с его помощью мы сможем построить ещё не один самолёт…



На фото: Крестный ход Украинской православной церкви в Киеве

В своем стихотворении «Пути Господни неисповедимы» Митрополит Харьковский и Богодуховский Владыка Никодим (Н. Руснак) сказал так:

«Я исходил пешком нехоженые тропы,
Чтоб мог я пастве Слово Божье преподать.
И эту сельцу непролазную, и топи
Мне приходилось каждый раз одолевать.

Но как душа моя от счастья трепетала,
Когда я видел эти чистые глаза -
Людей, что моего прихода ожидали!
Господний Промысл нас в единое связал!..»

© Павел Науменко Pavel Naumenko

Ан-140, Харьковская епархия, Владыка Никодим, Иран, Ан-74, Харьковский авиазавод, Исфахан, hesa, Николай Руснак, ХГАПП

Previous post Next post
Up