Одно из моих любимейших полотен. В цикле о Павле Вълке наличествует несколько таких монументальных рисунков с большим количеством задействованных персонажей, и практически все они невероятно хороши, с моей скромной точки зрения. К сожалению, в те стародавние времена композиционные законы построения пространства были мне знакомы весьма относительно, отсюда явный перекос рисунка и совершенно незаполненный правый нижний угол. Впрочем, на деле всё объясняется просто - картинки рисовались сразу в тетрадке, и я всего лишь компоновал их друг рядом с другом. Так, в злополучном правом нижнем углу находилась картина "Павел Вълк ломает гитару диссидента Подледнева", которую я мастерски изничтожил срествами программы "Фотошоп".
Вернёмся, однако, к рисунку. Обратите внимание на присущую ему экспрессию, на динамику и физиономику. Насколько наивен в своих убеждениях Павел! Насколько мрачны и ожесточённы строители! Как устремлён в будущее Вадек, подобно героям античности мечущий диск крышки канализационного люка в полчища наседающих неприятелей!
Внимательный наблюдатель найдёт здесь и немало скрытого подтекста. Глубины философии сокрыты в этом, на первый взгляд, поверхностном полотнище! Так, строители словно бы олицетворяют собой население нашей планеты - людей, стремящихся к недостижимому и, по большому счёту, вовсе им не нужному канализационному люку. Они подходят к своей задаче со всей возможной ответственностью. Они вооружаются теорией (табличкой "Мы не рабы") и практикой (инструментами), которые совершенно не пригодятся им в этом столь чаяемом ими светлом будущем. Они туда просто не пролезут! Но строители с упорством, безусловно, достойном лучшего применения, волокут с собой весь этот совершенно не нужный им груз багажа. Зачем им в канализационном люке отбойный молоток, кочерга или табличка с лозунгом? Нет ответа. Да они и сами его не знают. Их бытие бессмысленно и стихийно.
Более того, даже отринув все свои заблуждения, строители просто не сумеют проникнуть в люк. Сами по себе! Их линейные размеры значительно превосходят предложенные! Им просто незачем стремиться в этот люк, будь он неладен! Их участь - взять свои инструменты и отправиться на строительную площадку, где и возвеличивать величие человеческого духа, торжество разума над природой. Но, поражённые ли враждебной пропагандой или неуёмной рекламой, строители не желают занимать своё, отведённое им самой природой место и стремятся туда, где им делать совершенно нечего.
В этом свете Павел и Вадек олицетворяют собой высшие силы, саму судьбу. Не имея сил повлиять на оголтелых строителей более цивилизованными способами, они пытаются вернуть их в лоно жизни тем, что под рукой. Строители, однако, не внемлют.
Так и мы, порой. Сама жизнь говорит нам - опомнитесь, не желайте большего, довольствуйтесь имеющимся, радуйтесь тому, что вам дадено. Жизнь строит нам на неправильном пути одно препятствие за другим. Но мы не внемлем. Мы протестуем, мы мечтаем о пляжах на солнечных островах, о страстных длинноногих блондинках и прочих синонимах праздной жизни... И лезем к этой мечте, преодолевая самые немыслимые препятствия, тратя на эту борьбу значительную часть своей жизни. Не замечая того, что счастье - вот оно, здесь и сейчас!