В сети то и дело возникают острые дискуссии о том, сидит ли Россия на нефтяной игле. Наши оппоненты с жаром доказывают, что торгуем мы, в основном, углеводородами - нефтью и газом. Как бы подчеркивая ущербность путинской экономики.
Отрицать это бессмысленно, да и не нужно. Действительно, торгуем, причем, довольно успешно. Но только ли углеводородами?
Доказательства чаще всего приводят такие: доля не-нефтяного сектора из года в год примерно одинакова, а на период с начала введения крымских санкций уменьшалась. Однако это лукавые цифры - доля долей, а сколько в деньгах?
Ведь экспорт углеводородов в деньгах зависит прежде всего от цен на нефть - чем они ниже, тем хуже показатели продаж. И тем выше доля других товарных групп, что тоже искажает картину. То есть, рассуждать, жонглируя процентами - это ни о чем.
Поэтому чтобы разобраться и найти правду, самый надежный способ - отделить нефть и газ от всего остального и посмотреть на динамику экспорта этого самого «всего остального». Нет роста - сидим на нефтяной игле, есть рост - соскакиваем.
Логично?
Вообще-то, узнать реальное положение довольно просто - Центробанк регулярно публикует статистику на основе данных Федеральной таможенной службы. Причем, дает не только весь экспорт, но и отдельно экспорт сырой нефти и нефтепродуктов, а также трубопроводного и сжиженного газа.
Поэтому если мы от общего экспорта вычтем торговлю углеводородами, то получим данные, о которых так много и так часто спорим. Что я и сделал. И у меня получилась такая табличка.
Составлять такие таблички интересно, потому что никогда не знаешь, что получишь в результате. В данном случае я, признаться, был удивлен, даже несмотря на то, что итоги прошлого года пока подведены только за три квартала. Но поверьте на слово, итоговые цифры я корректировал в сторону уменьшения, чтоб не ошибиться. Так что перед вами, можно сказать, хоть и предварительный, но пессимистичный прогноз. Если вообще можно прогнозировать прошлый год, конечно.
Чем именно мы так бойко торговали последние два года, сказать не могу - для более подробной статистики нужно долго возиться с данными ФТС, а дело это трудоемкое. Возможно, когда-нибудь повожусь.
Как бы то ни было, хорошо видно, что от санкций мы оправились, после того как достигли дна в 2016 году, а потом нашли другие рынки, еще более емкие, чем прежние. Мир большой, на Европе свет клином не сошелся. А нам, судя по статистике, есть что предложить миру.
Кроме того, утверждать, что мы сидим на нефтяной игле и благодушествуем, теперь было бы, мягко говоря, нечестно. Углеводородами торгуем, это правда - грех было бы не воспользоваться своим уникальным богатством. Но развиваем и промышленность, и сельское хозяйство, причем, неплохо.
Возможно, оппонентов табличка не убедит, они у нас очень категоричные всезнайки. Хотя я не совсем понимаю, чего бы они хотели - чтоб мы совсем отказались от экспорта нефти и газа? Ни Канада, ни Норвегия, а теперь еще и США такой глупости себе не позволяют.
Может быть, столбики должны быть выше? Пусть скажут, на сколько именно и за счет чего.
А мы послушаем.
____________________
Если напомните, я отредактирую табличку, когда появятся данные за прошлый год, и заменю опубликованную. Правда, никаких радикальных изменений не будет, разве что последний столбик станет чуть повыше.