Почему мы и американцы отказываемся признавать жертвы в Хишаме
Сотрудники ЧВК Blackwater на крыше американского посольства в Багдаде защищали дипломатов бок о бок с солдатами армии США. Так они и прославились, после чего контракты полились рекой.
На днях Григорий Явлинский потребовал от главы государства рассказать, что произошло в сирийском Хишаме, сколько погибло наших сограждан - сотрудников так называемой «ЧВК Вагнер». «Требую от Путина отчитаться о массовой гибели россиян в Сирии», - сказано
на сайте профессионального кандидата в президенты.
Что касается меня, то мне достаточно
мнения профессионала об усиленно распространяемом фейке. Поэтому говорить о том, в чем ориентирован плохо, не буду. Однако напомню, что слухи о российских ЧВК ходили еще в 2014 году, когда в Донбассе шла настоящая война. В том числе и о «группе Вагнера». Поэтому я счел необходимым встретиться и поговорить с руководителем частной военной компании Олегом Криницыным, не мифической, а существующей -
РСБ Групп.
Пост
Воюет ли Blackwater в Новоросии был опубликован в августе 2014 года. Приведу цитату, поскольку сегодня тема опять стала актуальной. А путаница осталась.
Я, разумеется, все еще пытаюсь обнаружить черные американские замыслы использования ЧВК на Украине. А также нащупать возможность использования против них наших ЧВК. Да и вообще, намекаю: а не проще ли было в Крыму вместо спецназа ГРУ задействовать, например, РСБ Групп?
- Это бы ничего не дало, - Олег весьма категоричен. - Как ничего не даст и наше участие в войне в Новороссии. Если бы у нас было задание переломить коренным образом ситуацию, пришлось бы брать в аренду в министерстве обороны современное вооружение, тяжелую технику, самолеты, принимать на временную работу сотни, а то и тысячи военных специалистов - то есть, по сути, превращаться в подразделение Вооруженных сил. Уши были бы видны за версту, их не спрятать. Фактически, это был бы ввод войск под прикрытием нашей вывески. То есть, международный скандал был бы той же силы.
Но в случае вторжения ЧВК вполне могут помогать регулярной армии - например, охранять оружейные склады, вывозить после боя раненых или технику, требующую ремонта, обеспечивать логистику, связь и т.д. За деньги, конечно. Все же это коммерческое предприятие.
Кроме того, есть тут и правовая коллизия. Дело в том, что ЧВК могут работать в той или иной стране только с разрешения местного правительства. Получается, разрешение им должна дать Донецкая или Луганская народная республика, объявившая о своей независимости. Но пока эти государства никто не признал, а Украина считает Донбасс своей территорией. Так что вряд ли Киев выдал бы РСБ Групп разрешение на применение оружия против собственной армии. Получить разрешение у ДНР или ЛНР, конечно, можно, но в этом случае ЧВК подпадает под определение «наемничества».
То есть, остаются добровольцы. Но о том, воюют ли в Новороссии сотрудники РСБ Групп, взяв отпуск за свой счет, Олег Криницын так и не сказал.
- Запретить вести себя так, как подсказывает сердце, я никому не могу, - пояснил он. - Но разрешить уехать на Украину официально или откомандировать на Донбасс своих подчиненных не могу тоже, пока не будет готовности нашего государства отдать такое распоряжение.
Поясню, если кто-то так и не понял, в чем проблема с использованием ЧВК в той же Сирии. Это коммерческая структура, которая работает строго за деньги, причем, оплата куда выше, чем в регулярной армии. Собственно, если офицер меняет Минобороны на ЧВК, он знает, чем рискует: оплата гораздо выше, но социальной защиты ты при этом лишаешься.
На мой взгляд, «группа Вагнера» - это некий собирательный образ. Такой «фирмы» нет, она не значится ни в силовых ведомствах, ни в реестре юридических лиц.
Есть ли наши частники в Сирии? Возможно. Только в боевых действиях, где используется современное вооружение - самолеты, подводные лодки, бронетехника, артиллерия, они вряд ли участвуют - не до них. А вот для охраны трубопроводов или нефтепромыслов, для разминирования или личной охраны отставники вполне годятся.
Но если их кто-то и нанимает, то это либо владельцы предприятий, либо сирийское правительство. И платит им очень хорошие деньги. Поэтому если наши частные военные компании и находятся на Ближнем Востоке, то на свой страх и риск. Официальные власти о них ничего не знают, потому что для ведения боевых действий у них есть армия.
Но могла ли произойти трагедия? Думаю, такое возможно. Не в Хишаме, так в другом месте. Вот только не стоит использовать гибель наших сограждан - профессиональных сотрудников ЧВК в этой горячей точке как разменную монету, как способ давления на Минобороны, и уж тем более на президента. Ни военное ведомство, ни президент в Сирию их не отправляли.
Это просто бизнес. При этом очень опасный.
Наши ЧВК работают по всему миру. Та же РСБ Групп имеет представительства в Сенегале, Германии, Турции, Италии. Возможно, работает и в Сирии, но Олег Криницын об этом никогда не расскажет. Военная тайна.