Петиция против Всеволода Чаплина

Aug 18, 2016 19:04

Честно говоря, мне высказывания о. Всеволода Чаплина на «Эхе Москвы» показались чудовищными. И не имеющими ничего общего с тем православием, которое я знаю.

Однако я, конечно, не настолько продвинут и религиозно образован, как он. Но и составители петиции - люди образованные, и им я доверяю больше.

Поэтому петицию я подписал.




С прискорбием обращаемся к Вам с просьбой дать моральную и церковную оценку заявлениям священника Русской Православной Церкви Всеволода Чаплина. В эфире одной из радиостанций, обсуждая тему установки памятника Ивану Грозному в г. Орле и оценивая деятельность Иосифа Сталина господин Чаплин высказался так:«Слушайте, а что, в конце концов, плохого в уничтожении некоторой части внутренних врагов?», «Некоторых убивать можно и нужно! Совершенно точно!», «Для назидания общества иногда необходимо уничтожить некоторое количество тех, кто достоин уничтожения».

Считаем эти высказывания провокационными и порочащими достоинство священного сана. Считаем их наносящими непоправимый вред общественному восприятию всей Русской Православной Церкви. Полагаем, что сила православного христианства - в евангельских словах жертвенного подвига ради любви к человеку, в готовности умереть, а не убить за веру.

Христианство - религия свободы, и отец Всеволод, как и любой другой человек, проходит поприще земной жизни с тем, чтобы научиться распоряжаться великим Божиим даром свободы, научиться добровольно выбирать свет, любовь и добро вместо тьмы, греха и зла. Одновременно православный священник должен осознавать особую степень ответственности за каждое своё слово и действие - особенно при публичных выступлениях. Ведь по его словам и поступкам миряне судят обо всей Церкви, часто воспринимая высказывания одного священника, как общую точку зрения всех священнослужителей.

Нам прискорбно слышать высказывания отца Всеволода, которые не только провокационны, но и имеют явное антихристианское содержание. Нам жалко отца Всеволода, который, как нам видится, находится в одном шаге от раскола, величайшего из грехов. Мы молимся о его вразумлении и просим Вас, как Предстоятеля Русской Православной Церкви дать моральную и церковную оценку вышеприведенным высказываниям отца Всеволода Чаплина и рассмотреть возможность церковных прещений вплоть до лишения священного сана и запрещения в служении

Раб Божий Андрей и другие прихожане храмов Русской Православной Церкви.

Подписать петицию можно здесь
____________________


Тот редкий случай, когда оценка высказываний гостя эфира ведущими совпала с моей. Хотя я честно пытался понять, зачем о. Всеволоду понадобилась эта провокация. Так и не понял. Поэтому попросил разъяснить умных людей, что имел в виду протоиерей, упорно говоря об убийствах, якобы санкционированных Богом.

Насколько я понял из разговора с умными людьми, Всеволод Чаплин и Андрей Кураев, который тоже отреагировал на эти высказывания, в чисто богословском смысле передергивают. Бог никого не наделяет правом на убийство - он лишь дарует нам свободу, и весь вопрос в том, как мы ею воспользуемся.

Так мать, которая любит своих детей и старается оберечь их от фатальных ошибок, не в состоянии проконтролировать нас на протяжении всего жизненного пути. Ведь мы взрослеем и, как нам кажется, умнеем и набираемся опыта. И лишь в какие-то моменты осознания и просветления вдруг понимаем, что совершили неблаговидные поступки, хотя мать пыталась нас предостеречь. Но мы ее, разумеется, не послушали, поскольку у нас своя голова на плечах.

В этом смысле Господь не всесилен - даровав свободу выбора, он как бы предложил нам самим выбирать свою судьбу. К сожалению, далеко не каждый из нас выбирает безгрешную жизнь (по крайней мере, о себе я такого точно не скажу).

Самая большая ошибка, которую допускают оба священника, - призыв к убийству из ненависти. Разумеется, в истории человечества сплошь и рядом возникают войны и просто кровавые разборки между людьми именно по этой самой причине. Но это вовсе не означает, что ненавидящие друг друга правы. Скорее, наоборот, ненавидящие не послушали доброго совета и оказались во власти страстей.

Но есть выход даже для тех, кто участвует в благородной войне.

Во время военных действий Церковь никогда не отказывала военнослужащим в окормлении: всегда исповедовали воинов, причащали, крестили, если надо было. Но после войны налагали епитимию: от года до двух лет воздерживаться от причастия.

Какая бы ни была война - по византийской традиции обязательна была епитимия. Почему? На войне есть угроза твоей жизни, ты в любой момент можешь погибнуть - и тебя исповедуют и причащают, чтобы подготовить к смерти.

Но на войне ты проливаешь человеческую кровь, пусть и защищая себя и свое Отечество, - и это невольное убийство все равно преступление, грех, который ты должен избыть покаянием, понеся епитимию.

http://www.pravoslavie.ru/88784.html

Андрей Кураев противопоставляет богословие ненависти богословию любви (как, впрочем, и Всеволод Чаплин), будто не понимает, что первое вообще не имеет отношения к Богу. Мне кажется, оба священнослужителя просто демонстрируют нам свою осведомленность, эпатируя неподготовленную публику некоторыми темами узко богословских дискуссий, многие из которых являются просто игрой в слова.

Разумеется, это лишь мое отношение к публичным высказываниям известных священников - у вас оно может быть другим. С интересом выслушаю.

Андрей Кураев, Церковь, Всеволод Чаплин

Previous post Next post
Up