За 45 минут от Москвы до Питера

May 20, 2016 12:00

Илон Маск - автор платежной системы PayPal, электромобилей Tesla, ракет-носителей SpaceX. Ему принадлежит идея создать бизнес по производству солнечных батарей, которая реализована компанией SolarCity. Он же придумал «пятый вид транспорта» после поезда, самолета, автомобиля и корабля - Hyperloop.


Строго говоря, не все идеи принадлежат Илону Маску, но его творческое соучастие в реализации бесспорно и подчеркивается даже основателями этих успешных бизнесов. Отличительной особенностью направления мысли изобретателя является существенное удешевление существующих систем (например, в проекте SpaceX он поставил цель в десять раз уменьшить затраты на космические полеты) и использование чистых видов энергии (Tesla, SolarCity, Hyperloop).

Сам предприниматель является сооснователем и руководителем Tesla Motors и SpaceX. Но, судя по всему, двух проектов этому энергичному изобретателю мало - концепция Hyperloop была обнародована 12 августа 2013 года на веб-сайтах Tesla и SpaceX, к которым он имеет прямое отношение. Ключевым фактором объявлено стремление к дешевизне системы.

Он не настаивает на авторстве - Илон Маск взял за основу вакуумный поезд, придуманный еще сто лет назад, однако внес в идею несколько существенных деталей, которые сделали ее жизнеспособной. Например, вместо полного вакуума в трубе должен использоваться форвакуум, а именно давления в 100 Па (это 1/1000 от атмосферного давления). Дальнейшее снижение давления невыгодно, потому что ведет к экспоненциальному росту затрат.

Опытный участок гиперпетли длиной 8 км построен в районе Квей-Вэлли, вдоль скоростного шоссе между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом.



Сначала будут проведены испытания опоры надземного трубопровода, который сможет перевозить пассажиров на скоростях до 1220 км/ч.



Изначальная стоимость проекта составляла 100 млн долларов, однако к началу строительства цена существенно возросла. Это объясняется тем, что разработчики планируют создать линии, которые бы выдержали землетрясение.



Hyperloop был задуман как расположенный на опорах надземный трубопровод, внутри которого со скоростью от 480 до 1 220 км/ч (в зависимости от ландшафта) с интервалом в 30 секунд в одном направлении перемещаются одиночные транспортные капсулы длиной 25 - 30 метров. То есть, капсулы будут двигаться не по расписанию, а как поезда в метро.

Для начала планируется соединить трубой Лос-Анджелес и Сан-Франциско, а потом - все крупные города США. Сегодня от Лос-Анджелеса до Сан-Франциско можно добраться самолетом за полтора часа, на автомобиле - за пять. Время в пути при помощи Hyperloop займет полчаса. Илон Маск считает, что билет в один конец должен стоить 20 долларов.

У нас наиболее перспективным направлением эксперты считают участок Москва - Санкт-Петербург. «Пассажиропоток, много готовых платить за такой транспорт и, главное, строительство отдельной инфраструктуры позволит направить грузовые поезда напрямую: сейчас грузовой трафик между Москвой и Санкт-Петербургом идет в обход прямой магистрали, предназначенной для скоростных поездов», - поясняет гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров.

Расстояние между двумя столицами капсула Hyperloop преодолеет за 40 - 45 минут - быстрее, чем на московском метро из конца в конец ветки. Вполне можно каждый день ездить на работу и обратно.

Первая концепция предусматривала два варианта:

пассажирский - капсула вмещает два ряда сидячих мест по 14 кресел в каждом;

пассажиро-грузовой - нечто вроде парома, дает возможность пассажирам перемещаться вместе с их легковыми автомобилями.

На днях было объявлено об испытании двигателя, разработанного для вакуумного поезда Hyperloop. Оно прошло в пустыне штата Невада, недалеко от Лас-Вегаса. По заключению авторов проекта, результаты теста самые оптимистичные, и такой механизм может быть внедрен в практику.

Илон Маск объявил, что сам заниматься реализацией Hyperloop не собирается (позже он переменил решение), поэтому появилось несколько групп энтузиастов, которые решили воплотить проект в жизнь самостоятельно. Среди них самых существенных результатов добились две компании: Hyperloop Transportation Technologies (HTT) и Hyperloop One. И обе компании почти одновременно пришли в Европу.

«10 марта HTT сообщала о достигнутой договоренности с правительством Словакии», - пишут Ведомости. Уточню: с правительством Словакии подписано соглашение о строительстве трубы Hyperloop между Братиславой и Будапештом, возможно, первой в Европе станет именно эта дорога. В случае реализации проекта от столицы Словакии до столицы Венгрии можно будет доехать всего за десять минут. Такая скорость полностью переопределяет само понятие передвижения между городами, отмечает Forbes.

Фирма-конкурент Hyperloop One обратилась в РЖД. Правда, как мне объяснили, говорить о сотрудничестве пока рано: пока создана рабочая группа, которая оценивает возможные перспективы проекта в России. То есть, пока никто ни о чем конкретном не договаривался. Что, вообще говоря, понятно: вакуумный поезд - дело совершенно новое.

Наши альтернативно мыслящие сограждане отреагировали на новость о возможном сотрудничестве в присущей им манере: желчно и гневно. Нет лучших специалистов в вакуумном трубостроении и дорогостоящих стартапах, чем наши либералы.



https://twitter.com/antonsemakin/status/733220437652541440

И этот комментарий - один из самых доброжелательных, с претензией на остроумие. В основном, шутки крутятся вокруг туалетной темы.



https://twitter.com/5th_kolonna/status/733241934630780928

Если же не обращать внимания на эти глупости, стоит признать: РЖД ведет переговоры об участии в перспективном проекте, который часто называют проектом века. Что соответствует истине, учитывая, что речь идет о создании принципиального нового, «пятого вида транспорта». Причем, с предложением обратились к нам, а не наоборот. И пока никто не говорил о финансировании, что больше всего беспокоит либеральную общественность. Ключевые слова новости: «обсуждают» и «оценивают».

А что, должны были с порога отказаться?



Previous post Next post
Up