Закрывая глаза на реальность, Украина сама загоняет себя в котел. И это одна из главных проблем, которая в последнее время стала очевидной даже ее западным партнерам. А реальность такова: люди на линии соприкосновения перестанут гибнуть, как только ВСУ уйдет с Донбасса.
Двадцать лет назад именно так поступила Россия, когда ушла из Чечни, а потом подписала унизительные Хасавюртовские соглашения.
Начальник Главного штаба Вооруженных сил Чеченской Республики Ичкерия Аслан Масхадов и полномочный представитель президента России в Чеченской Республике Александр Лебедь во время подписания Хасавюртовских соглашений.
Минские соглашения - ни что иное как развернутый вариант соглашений, подписанных в Хасавюрте между Российской Федерацией и Чеченской республикой 31 августа 1996 года. Это был позорный мир, но Россия нашла в себе силы признать поражение и закончить войну, которую сама же и начала. Теперь через унижение предстоит пройти Украине.
Что, собственно, и является тестом на зрелость молодого государства.
Однако в Киеве как вынужденный, но необходимый вариант выхода из политического котла, рассматривают только еще одно нападение на Донбасс. Если Запад не войдет в положение и не поймет, какие моральные страдания переживает незалэжная держава в связи с проигранной войной, Украине не останется ничего другого, как опять броситься в атаку, чтобы защитить Европу от варваров с востока. И опять - в одиночку.
Даже несмотря на то, что все понимают: ничем хорошим это не кончится, прежде всего для самой Украины.
Тем не менее год, прошедший со дня подписания Минских соглашений, рассматривается не иначе как удачная временная передышка, позволившая накопить силы для решающего удара. «Минские соглашения до сих пор приносили Украине больше пользы, чем вреда: почти два года действуют санкции против России, получено время на восстановление и довооружение армии (в том числе найдены деньги на новые зарплаты, рост числа контрактников)», - с воодушевлением пишет
Петр Шуклинов.
Украинский журналист рассматривает три варианта развития событий - три плана, которые якобы лежат на столе Петра Порошенко.
План А, самый нежелательный: выполнение обязательств по Минским соглашениям. «Основной план Украины - получить все, одновременно не потеряв ничего. Пока это удавалось. Сейчас украинский интерес в Минске почти полностью реализован. Оставшиеся пункты в том видении, которое продвигает Москва, никто в Украине выполнять не намерен», - простодушно откровенничает Петр Шуклинов.
И на голубом глазу добавляет: «Нет, никто не хлопнет дверью, не станет громко отказываться от подписей, слов и обещаний». Он имеет в виду, что украинцы с присущей им хитростью просто будут имитировать бурную деятельность и, конечно же, обдурят и Россию, и Францию, и Германию.
План Б, оптимальный: целая цепочка решений, которые будут негативно восприняты на Западе, но позитивно встречены большей частью украинского общества. Этот план включает в себя затягивание процесса переговоров, превращение линии разграничения на Донбассе в государственную границу, объявление жителей ДНР и ЛНР террористами с поражением их в политических правах, проведение референдума за отделение самопровозглашенных республик.
«Либо будет по-нашему, либо не будет никак», - цитирует Петр Шуклинов неназванного ключевого переговорщика.
План В, маловероятный: продолжение военных действий. Однако при существующем настрое он все же более вероятен, чем План А - честное выполнение взятых на себя обязательств. Ведь План Б, который так нравится украинцам, «нормандская четверка минус Порошенко» даже не рассматривает.
Я бы обязательно добавил План Г, любимый: распад России. «Вряд ли в нынешних границах Россия имеет будущее, - со знанием дела рассуждает источник Петра Шуклинова из высших эшелонов власти. - Процессы уже начались». Если верить журналисту и его источниками, именно Украина продлевает нам санкции, плотно работая со своими западными партнерами. И даже реформирует ОБСЕ.
«Пытаемся действовать иначе и расширить миссию ОБСЕ. Идея - реформа ОБСЕ с целью дать ей полномочия полицейской миссии, которую можно будет поставить на границе. Закроем границу с Россией, поставим туда миссию, повесим спутники на этот участок и закроем вопрос. Это прорабатывается», - расширил горизонты человек из окружения президента.
Все-таки строчка-мечта «Сгинут наши вороженьки, как роса на солнце» - главная в гимне нэньки.
Украина, на мой взгляд, довольно сильно рискует: ее мантры о вероломной России уже перестали действовать на Европу. А нежелание выполнять важные пункты Минска-2 превращает нэньку не только в failed state, но и попросту в агрессора.
Для того чтобы понять, как в подобной ситуации ведут себя серьезные государства, вернемся на двадцать лет назад в Чечню.
В то время Россия, почти так же, как сегодня Украина, разваливалась на глазах, центробежные настроения усиливались во многих регионах. Казалось, страна с тысячелетней историей из-за вечно пьяного президента, совершившего кучу ошибок, прекращает свое существование. Одна из таких ошибок - применение армии при подавлении чеченского сепаратизма.
Мы проиграли эту войну. И нашли в себе мужество это признать.
25 июня 1996 года был подписан Указ №985
О выводе сил и средств, входящих в состав Временных объединенных сил, выполняющих задачи по разоружению всех незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики.
31 августа 1996 года в дагестанском Хасавюрте в присутствии главы группы содействия ОБСЕ в Чеченской Республике Тима Гульдимана было подписано совместное заявление и
Принципы определения основ взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой. Вот основные положения этого документа:
• подготовка предложений по восстановлению валютно-финансовых и бюджетных взаимоотношений;
• подготовка и внесение в правительство Российской Федерации программ восстановления социально-экономического комплекса Чеченской Республики;
• контроль за согласованным взаимодействием органов государственной власти и иных заинтересованных организаций при обеспечении населения продовольствием и медикаментами.
Надо отметить, Россия свою часть обязательств исправно выполняла. Что помогло в дальнейшем вернуть этот сложный регион в состав Федерации. В отличие от Украины, которая устроила продовольственную блокаду и лишила жителей Донбасса не только пенсий, но
даже прав человека.
У победителей Майдана совсем нет желания набираться опыта в государственном строительстве.
Главным дестабилизирующим фактором на Донбассе, как двадцать лет назад в Чечне, является регулярная армия. В данном случае - ВСУ. Если войсковые соединения вернутся, процитирую Указ №985, «в места их постоянной дислокации», напряжение мгновенно исчезнет. Не будет никаких взаимных обстрелов, перестанут гибнуть люди с обеих сторон.
И все об этом знают.
Но ВСУ приказано стоять на месте, иногда обстреливать республики, иногда вызывать огонь на себя. Потому что в противном случае придется признать: войну на Донбассе затеяла и собирается продолжать Украина. Об этом тоже всем хорошо известно.
Те украинцы, которые продолжают настаивать на агрессии России, якобы отраженную доблестной украинской армией, должны помнить о событиях двадцатилетней давности в Чечне. Аналогия полная. Если ВСУ уйдет, война тут же закончится, а «агрессия России» испарится, ибо тут же станет ясно, что ее никогда не было.
Правда, после этого придется заняться мирными проблемами, чего от президента и правительства давно ждет вся Украина. И чего они делать не хотят, потому что не умеют. А также восстановлением разрушенного Донбасса, экономических и политических связей с этим регионом.
Разумеется, на его условиях, которые внятно изложены в Минских соглашениях. Ибо Донбасс является победителем. Как и Чечня в 1996 году.