В интервью телеканалу НТВ министр иностранных дел
Сергей Лавров попенял болгарскому премьер-министру Бойко Борисову за его странную политику: отказываться от выгодных для страны проектов в интересах американцев. Бойко Борисов в ответ пролепетал что-то невнятное.
Нам бы, конечно, самим изменить отношение к Болгарии и больше никогда не рассчитывать на ее особое отношение к России.
Бойко Борисов уверяет, что всегда был честен с избирателями.
Сергея Лаврова удивило признание болгарского премьера, которое он сделал
во время своего выступления в Американской торговой палате: «Когда появились проблемы с российскими проектами, мы действовали незамедлительно, и поэтому сегодня нас судят за АЭС «Белене», и скорее всего, будут судить и за «Южный поток», и за «Бургас - Александруполис». Говорю вам так, потому что мы партнеры и приятели, не только когда обедаем вместе, а и когда есть проблемы. Если что-то знаете, помогите нам, мы вместе - мы друзья. Остановили российские самолеты [имеется в виду отказ в предоставлении воздушного коридора для полетов в Сирию], остановили и три российских проекта. Если и после этого мы вам не партнеры, то тогда кто?».
Простодушие Бойко Борисова и впрямь удивляет. Он всерьез считает, что за те жертвы, которая понесла Болгария после фактического разрыва экономических отношений с Россией, ей положены преференции. Возможно, только теперь до Софии начинает доходить, что выполнять распоряжения Вашингтона - ее обязанность, а не добрая воля. Партнерские отношения со слугами невозможны в принципе.
То особое отношение к болгарским братушкам, которое мы впитали с молоком матери, разумеется, мало на чем основано. Наоборот, участие этой страны в обеих мировых войнах во враждебных коалициях говорит о том, что нас объединяет только православие, да и то условно. В современном мире общая вера не является достаточным доводом в пользу союзнических отношений.
Как, впрочем, и раньше. Рассказывают, что когда в XIX веке наши войска проходили по освобожденным деревням, солдатам, чтобы напиться, приходилось покупать воду у местных жителей. Болгары никогда не чувствовали благодарности за их освобождение, и не стоит их за это укорять. Нужно просто принять к сведению: Болгария - не Россия, и она не хочет быть нам обязанной.
Сегодня болгары пытаются вспомнить, в какой империи им жилось лучше - в Османской, советской или нынешней европейско-американской. Сходятся только в одном: в Евросоюзе хуже всего. А вот определенности в отношении к турецкому или российскому управлению так и не найдено.
Не факт, что поголовно все граждане страны с ностальгией вспоминают именно времена СССР. И мы должны учитывать это важное обстоятельство, когда издалека пытаемся выносить приговор и обвинять их в черной неблагодарности. Они ее не испытывают, хотим мы того или нет.
Впрочем, болгарам тоже нужно иметь в виду, что они не нужны никому, кроме самих себя. Уж тем более, американцам.