Вчера греческий премьер-министр Алексис Ципрас пошел по проторенной дорожке: объявил об отставке, чтобы через месяц, на выборах, вновь получить вотум доверия избирателей. Возможно, когда-нибудь греки поймут, что постоянное театральное обращение к народу - всего лишь новый способ укрепления власти.
Алексис Ципрас обратился к грекам с прочувствованной речью.
В телеобращения премьер-министр рассказал о своих достижениях: оказывается, во время переговоров с европейцами ему удалось добиться «наилучшего соглашения из возможных». «Тройка» (МВФ, ЕЦБ, ЕС) настаивала на дополнительных сокращениях в госсекторе, секторе здравоохранения, но ее требования были отвергнуты. Кредиторы требовали приватизации энергокомпаний - и тут смельчак Алексис Ципрас встал стеной на защиту национальных интересов.
«Я сообщаю о сложении полномочий моего правительства, сложении моих полномочий. Вам снова нужно решить, можем ли мы продолжать нашу политику, путь, по которому мы сейчас идем в переговорах с кредиторами. Вам предстоит решить, наделите ли вы нас еще одним мандатом. Вам решать», - призвал нацию лидер СИРИЗА.
Не знаю как вы, а я им довольно долго, несколько месяцев, был очарован. Но потом прозвучало несколько тревожных звоночков, а недавно стало окончательно ясно, что Алексис Ципрас - весьма искусный политик, который упрямым тараном раскидал конкурентов и точно знает, что хочет услышать электорат. За вожделенное кресло премьера он держится обеими руками и отдавать его не намерен.
«Я выношу на суд греческого народа все, что я сделал. И мои достижения, и мои ошибки», - заявил он вчера. Чем наверняка вновь расположил к себе сограждан. Через какой-то месяц им вновь предстоит голосование, и, конечно, эта показная открытость сыграет в пользу Алексиса Ципраса. Думаю, СИРИЗА наберет большинство, как и девять месяцев назад. Что укрепит власть ее лидера.
Заявление об отставке - четко выверенное действие. Пришла пора отвечать за свои обещания, данные в предвыборной гонке прошлого года, которые так и не выполнены. Ципрас предпочел вновь поставить греков перед нелегким выбором: все варианты хуже, но лидер СИРИЗА хотя бы не боится называть вещи своими именами.
По мнению американского профессора-марксиста Джеймса Петраса, Греция последовательно сдает свой суверенитет давно, начиная с 1980-х. В то время ученый работал советником у тогдашнего премьера Андреаса Папандреу и наблюдал за происходящим с близкого расстояния. «Папандреу был избран на анти-ЕС, антинатовской платформе, от которой он, как и Ципрас, быстро отказался, ссылаясь на отсутствие альтернатив, -
вспоминает Джеймс Петрас. - Даже тогда были международные и греческие ученые-подхалимы, которые, как и сегодня, утверждали, что членство в ЕС было единственной реальной альтернативой, единственной возможностью. Подобные ученые то ли от незнания, то ли от лживости, были полны бахвальства и предубежденности».
Профессор считает, что предшественники СИРИЗА - левое Всегреческое социалистическое движение (ПАСОК) и правоцентристская партия «Новая демократия», правившие страной поочередно полвека, в сговоре с Германией грабили страну. СИРИЗА в жесткой борьбе за место у пирога лишь растолкала заплывших жирком конкурентов. Представителей греческой элиты, вне зависимости от их политической окраски, Джеймс Петрас считает клептократами, которые «рассматривали вступление в ЕС как возможность для получения кредитов и мошенничества с ними, то есть заимствований, дефолта и перевода своих огромных долгов на государственную казну».
Молодой греческий премьер для Джеймса Петраса - полезный дурак, встроенный в культуру клептократии, уклонения от уплаты налогов, хищных кредиторов и расточителей. «Ципрас питает абсолютное презрение к демократии. Он исповедует принцип каудильо: один человек, один лидер, одна политика. Любые несогласные будут уволены», - уверен американец.
Если вспомнить решительность, с какой Алексис Ципрас освободился от недавних соратников, то придется согласиться с оценкой профессора. 6 июля, на следующий день после памятного референдума, покинул пост министр финансов Янис Варуфакис - главный переговорщик с «тройкой» кредиторов. То, что эта отставка - условие финансовых евроэлит, особо не скрывалось.
Но уже 17 июля правительство покинула целая гроздь министров и их заместителей, которые не мешали «тройке». Премьер-министр освободился от команды, с которой выиграл выборы. Приходится опять согласиться с Джеймсом Петрасом: так ведут себя приверженцы абсолютной власти. Лидеру СИРИЗА некомфортно работать с соратниками, имевшими право голоса, - теперь ему нужны исполнители, благодарные за хлебное место.
Однако дураком Алексиса Ципраса я бы называть не стал.
Реверансы в сторону России тоже не должны никого дезориентировать. Алексис Ципрас в своей манере использовал традиционную симпатию греков к единоверцам и одновременно заставил нервничать Евросоюз.
В январе, сразу же после своего избрания, он первым делом встретился с послом России. Что вызвало шумиху в европейских столицах и заинтриговало Кремль. Вскоре он объявил, что собирается приехать к Владимиру Путину в Москву и сделал это в марте.
Мне кажется, президент РФ на время тоже поддался чарам молодого грека с горящими глазами. Во всяком случае, было объявлено о договоренности, что Афины построят газопровод к будущему хабу «Турецкого поток». Россия пообещала прокредитовать Грецию в размере пяти млрд евро.
Однако глава Газпрома Алексей Миллер вернулся из командировки в Афины ни с чем.
Позже, на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге соглашение все же было подписано, но о кредите речь уже в нем не идет. Скорее всего, потому, что в эти же дни представитель Греции в Брюсселе давал согласие на продление санкций ЕС против России. Сам Ципрас позже официально подтвердил его на заседании Европейского Совета.
Алексис Ципрас попытался сыграть на противоречиях между Россией и Евросоюзом, но в Кремле его довольно быстро раскусили. Греция снята с повестки.
Поняли незамысловатые интриги грека и в евростолицах. Здесь ни на кого его страшилки больше не действуют. С Афинами разговаривают теперь жестко.
На самом деле, ничего нового лидер СИРИЗА нам пока не продемонстрировал. Уже понятно, что молодой премьер любит власть и готов ради нее на многое. Он изобретателен и держит нос по ветру. Он сторонник ЕС и ни в коем случае не будет бороться за суверенитет своей страны.
Но я до сих пор не понял, любит ли Алексис Ципрас Грецию.