А мы с Китаем против

Jul 17, 2015 13:32

«Китайская сторона выступает за то, чтобы провести независимое, справедливое и объективное расследование в соответствии с резолюцией 2166 Совета безопасности ООН и привлечь к ответственности виновных», - заявили вчера РИА Новости в пресс-службе МИД КНР.

Второй полюс мира озвучил свою точку зрения на трагедию с Боингом рейса MH17. Она та же самая, что и у России.



Брифинги у официального представителя Министерства иностранных дел Китая Хуа Чуньин проходят не так весело, как в Госдепартаменте США. Зато все журналисты получают исчерпывающие ответы. Фото с сайта МИД КНР.


Это новое слово в китайской дипломатической практике - раньше Поднебесная старалась придерживаться нейтралитета и ни с Вашингтоном, ни с Москвой стралась не ссориться. Признаться, я был уверен, что при голосовании в Совете безопасности ООН КНР, как обычно, воздержится. За что, как обычно, мы были бы ей благодарны.

Теперь я думаю, наше вето будет подкреплено китайским.

После саммита ШОС Пекин явно взбодрился и намерен вступать в права второго полюса мира. А значит, его позиция по разным вопросам изменится и станет более определенной. Что уже происходит на наших глазах.

Разумеется, новые отношения между нашими странами потребует и от нас изменения политики. «Разворот на восток» - это не только строительство скоростной железной дороги или газопровода «Сила Сибири», но и согласование позиции по различным международным проблемам, частые консультации и координация. Китай продемонстрировал понимание наших проблем - теперь очередь за нами.

Выстраивание новых союзнических отношений с самой авторитетной сверхдержавой после США потребует такта и новых подходов. Скорее всего, мы скорректируем свои отношения с Японией и займем откровенно прокитайскую позицию. Но это не самое сложное. Труднее будет поддержать его внутреннюю политику - в своих границах Китай действует порой жестко и бескомпромиссно. Но и с этим, думаю, мы в итоге справимся.

А вот однозначно поддержать Пекин в его притязаниях в Южно-Китайском море непросто.

Конфликт в Южно-Китайском море



Желтая пунктирная линия - акватория Южно-Китайского моря, которую Пекин считает своей. Дуги в центре - границы 200-мильных зон. Желто-красные линии в левом нижнем углу - морские границы между Индонезией и Малайзией. Также на карте обозначены центры нефтяной (белые вышки) и газовой (черные вышки) добычи.

Сегодня здесь «теплая» фаза конфликта - Поднебесная в очередной раз отступила, стараясь сохранить имидж миролюбивой державы. Однако ни у кого нет сомнений, что рано или поздно очередная попытка (история конфликта начситывает уже 60 лет) захватить спорные острова и акваторию будет предпринята, как уже не раз бывало. Речь идет прежде всего о Парасельском архипелаге и расположенных южнее островах Спратли.

Вьетнам, Индонезия, Филиппины и Малайзия ведут на шельфе геологоразведочные работы и уже добывают нефть и газ. Китай считает, что добыча производится на его территории.

Но дело не только в углеводородах. Через акваторию Южно-Китайского моря проходят ключевые морские торговые пути, ежегодный оборот которых, по некоторым оценкам, составляет 5 трлн долларов. Тот, кто их контролирует, контролирует и огромную долю мировой торговли. Само собой, «владелец» Южно-Китайского моря экономически и политически доминирует в регионе Юго-Восточной Азии.

С 1 января 2013 г. полиция провинции Хайнань имеет приказ задерживать, осматривать и брать под свой контроль иностранные суда, которые незаконно, по мнению Пекина, вошли в китайские воды. Пока это лишь декларация, однако она уже привела к росту напряжения в регионе и к настоящей гонке вооружений, лидером которой является сам Китай. На острове Хайнань он построил военную базу, где разместил новейшие ударные атомные подлодки.

Все страны, чьи берега, собственно, и образуют спорную акваторию, по понятным причинам противостоят китайской экспансии. Причем, Пекин категорически против созыва международной конференции по Южно-Китайскому морю, а также объявил, что не признает решение международного суда ООН по морскому праву, в который обратились Филиппины.

Агрессивная политика Поднебесной привела к тому, что страны, вовлеченные в конфликт, одна за другой в разное время обратились за помощью к США и стараются привлечь к проблеме внимание мировой общественности. В итоге в австралийском Дарвине появилась американская военно-морская база, нацеленная на противодействие военной активности Китая в Юго-Восточной Азии. В 2012 году было объявлено, что к 2020 г. США намерены разместить до 60 процентов своего военно-морского флота, в том числе шесть авианосцев и значительное количество других военных кораблей непосредственно в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Тем временем новое китайское руководство усилило давление на соседей и пытается от слов перейти к делу. КНР явно намерено перевести контроль формальный в контроль реальный - патрульные корабли атакуют вьетнамских рыбаков, филиппинских геологоразведчиков. Напряжение возрастает.

Сейчас, когда Пекин проявляет дружелюбие по отношению к Москве, а нам как раз нужна поддержка, политика России в этом взрывоопасном регионе осложнилось. С одной стороны, мы активно развиваем экономические отношения с Вьетнамом и даже планируем подписать с ним соглашение о зоне свободной торговли, Роснефть и Газпром ведут геологические исследования на шельфе Южно-Китайского моря, Россия продолжает поставлять вооружения в страны Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). С другой стороны, Китай, по-видимому, теперь ждет от нас поддержки его притязаний.

Похоже на тупик. Если под давлением Пекина мы откажемся от сотрудничества со странами АСЕАН, а тем более с Вьетнамом, это будет означать потерю лица. В таком случае о самостоятельной политической позиции в Юго-Восточной Азии можно забыть - здесь такое поведение считается позором. Россия станет еще более тесно привязана к китайским интересам.

Однако при умелой дипломатии мы, наоборот, смогли бы усилить свои позиции в регионе. Кремль в состоянии выдерживать баланс отношений в треугольнике Ханой - Пекин - Москва. Глобальная задача - стать посредником в примирении Китая и Вьетнама хоть и трудна, но вполне выполнима.

Как бы то ни было, дела на юго-востоке нас теперь интересуют куда больше, чем на западе. В Европе расклад сил давно понятен, как и тактика взаимодействия с американскими вассалами. В Азии все только начинается.

Китай, рейс mh17, Южно-Китайское море

Previous post Next post
Up