Миллионы больше не выйдут на марши

Nov 17, 2012 08:57



Оппозиция не использовала численное преимущество




Хотя заявленных миллионов ни на один марш собрать не удалось, лидеры оппозиции не унывают

Ксения Собчак в своем блоге предложила выбрать для предстоящей в декабре акции протеста одно название из нескольких, придуманных креативным классом. Но ни в одном варианте числительные больше не упоминаются.

Оппозиционеры набрались опыта и стали осторожны в своих оценках собственных возможностей.

Непримиримая оппозиция готовит очередное наступление на Кремль. Ее лидерам совершенно не лень встречаться, переписываться и подогревать себя одной заманчивой перспективой. По их мнению, Россия без Путина - это и есть тот идеал государства, ради которого сознательные граждане с удовольствием будут мерзнуть на улице в свой декабрьский выходной.


Конечно, активистам с недавних пор и самим стало понятно, что сторонников у них не много. Потому что большинство россиян Путин, наоборот, устраивает. Что показали не только выборы, но даже те опросы, которым они доверяют.

Непримиримой оппозицией эта арифметическая казуистика по разным причинам отвергается, что, впрочем, свойственно людям, по-настоящему убежденным в своей правоте. Членам Координационного совета неловко публично обвинять вполне лояльный к ним «Левада-центр» в подтасовках и фальсификациях, но между собой они его, конечно, поругивают за недостаточные проявления этой лояльности, выраженной в приятных им цифрах. «Левада-центр», в свою очередь, старается, как может, но не настолько, чтобы жертвовать своей репутацией в угоду чьим-то политическим амбициям. Даже если просят хорошие люди.

Вообще, признавать факты, противоречащие собственным убеждениям, способны далеко не все. Сначала оппозиции казалось, что их поддерживают миллионы рассерженных соотечественников. Потом скрепя сердце пару нолей от числа потенциальных сторонников убрали, радуясь, что на очередной митинг пришли несколько десятков тысяч человек. Выборы в Координационный совет вновь консолидировали их поредевший электорат, и наконец, обозначилось окончательное число жителей России, разделяющих их убеждения: 170012. Численное преимущество, которое оппозиция, возможно, имела год назад, не материализовалось в полновесную политическую силу.

Таким образом, из пламенных борцов за демократию, при которой, как известно, устанавливается власть большинства, лидеры оппозиции незаметно превратились в не менее пламенных либералов - людей, которые считают, что их мнение должно быть учтено в числе прочих.

Правда, меньшинству желательно выбирать мирные, а вовсе не агрессивные формы отстаивания собственного мнения. Например, они могут потихоньку считать себя умнее большинства и мучительно (но тоже потихоньку) переживать, что их правоту оценят только следующие поколения.

Уверен, что такая интеллигентная позиция вызвала бы и сочувствие, и понимание очень у многих.

Но, к сожалению, они хотят доказать свою правоту непременно сейчас. И эта торопливость отпугивает от них тех, кто мог бы стать их сторонниками. Хотя бы в душе.

То есть, мы все, конечно, против коррупции, но нам непонятно, как с нею предлагают бороться. Мы с большим недоверием относимся к людям, которые только обозначают проблему, а выход из положения видят в наборе армии честных чиновников. Которых, как известно, в природе не существует. А значит, те, кто нам это предлагает, либо наивны, либо лукавы, либо глупы, что в равной степени вредно для управления государством.

Мы, большинство, по-крестьянски коллективно мудры и не верим в альтруизм рвущихся к власти. Хотя и не утруждаем себя формулировками - нам достаточно интуиции, которая улавливает фальшь. И нам совсем не хочется экспериментов над собственными жизнями только ради того, чтобы впоследствии кто-то признал ошибки. Какой прок с этих признаний?

Но нам с упрямством капризного и плохо воспитанного ребенка предлагают рискнуть. Попутно объясняя, что смысл жизни - в перманентной борьбе за идеалы членов Координационного совета. И искренне недоумевают, почему не находят поддержки.

Их можно сравнить даже не со штабом проигравшего Ромни, а с несколькими десятками тысяч сторонников любого кандидата в президенты США, которого хитрая американская избирательная система не подпустила к финалу. Но наша оппозиция почему-то уверена, что со своей 0,2-процентной поддержкой имеет право диктовать условия тем десяткам миллионов, кто отдал свои голоса за действующего президента.

Совершенно непонятно, как им можно помочь посмотреть на себя со стороны. Ведь если отбросить явных проходимцев, публика там собралась, по-моему, симпатичная. Хорошие советские люди, ментально оставшиеся во временах, когда руководителей государства не выбирали, а назначали, посовещавшись в узком кругу. Этот круг давно расширился до масштабов большой страны - по всем меркам, вполне демократической. А они и не заметили.

Совсем недавно, 14 октября, были тотальные выборы всего и вся, которые оппозиция, как известно, также тотально проиграла. Одних Химок, которые были оккупированы тысячами добровольных наблюдателей, мимо бдительного ока которых не проскочил ни один вброшенный бюллетень, было бы достаточно, чтобы сделать пусть горький, но единственно верный вывод: вы в подавляющем меньшинстве. То есть, посмотреть правде в глаза и наконец смириться с тем, о чем вам давно говорили друзья из «Левада-центра».

Но из вполне закономерного и многими прогнозируемого проигрыша сделан странный по своей инфантильности вывод, достойный прапорщика из анекдота: яблоню надо продолжать трясти.

Жаль, что люди с активной жизненной позицией превратились в заурядных маргиналов, интересных только самим себе.

Блог Ксении Собчак в ЖЖ. Блог Сергея Пархоменко на «Эхе Москвы»

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ БЛОГА








митинг, оппозиция

Previous post Next post
Up