Группа уважаемых граждан
обратилась к властям с просьбой внести в преамбулу Конституции идею о том, что православие является основой национальной и культурной самобытности России. А именно - к Владимиру Путину, Валентине Матвиенко, Сергею Нарышкину, а также к членам Федерального Собрания и депутатам законодательных собраний субъектов Российской Федерации. Словом, копий пришлось делать много. Еще больше копий предстоит сломать в жарких спорах.
Я православный христианин и никогда этого не скрывал. Я бы даже мог сказать, что горжусь этим, если бы состояние души могло быть предметом гордости. Считаю, что России и моей церкви повезло с патриархом как в разрушительные 90-е, так и сейчас, в созидательные годы. Радуюсь, что все больше народу ходит в мою церковь, и не только ходит, но и причащается Святых Даров.
Именно поэтому я так категоричен: не хочу, чтобы душевный порыв был обязателен к исполнению.
Да, я знаю, что в Лихтенштейне, на Мальте, в Монако и некоторых кантонах Швейцарии государственной религией официально является католицизм, а в Дании и Исландии, Норвегии, Финляндии - лютеранство. Помню, что англиканская церковь является государственной религией в Великобритании, православная церковь - в Греции, Грузии и Болгарии, а иудаизм - в Израиле.
Но помню я и о том, к чему мою страну привели реформы Петра Первого, когда православием - разумеется, из лучших побуждений - стал управлять бюрократ в ранге министра. Уже через двести лет к священникам по вполне понятным причинам стали относиться как к чиновникам, поскольку в таковых они и превратились. С петровских времен сердце страны постепенно замедляло ритм, и в 1917 году с ним случился закономерный инфаркт, который мы так до конца и не вылечили. Теперь считаем главным в государственном организме - мозг.
Думаю, именно мозг, а вовсе не сердце подсказали неплохим, конечно, людям, реанимировать идею, по своей конфигурации напоминающую грабли: узаконить православие в Конституции страны. Разве не достаточно Закона о свободе совести, в преамбуле которого черным по белому записано: «признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры»? Я думаю, с избытком.
Согласно исследованию
«Левада-центра», которое часто используют как аргумент в споре, 74 процента населения России считают себя православными. Но не упоминают о том, что доля эта за четыре последних года уменьшилась. Если посмотреть еще более подробно, то лишь 18 процентов опрошенных участвуют в Литургии, исповедуются и причащаются. Остальные бывают в церкви от случая к случаю - на крестинах, венчании, отпевании или просто во время экскурсий. Четверть опрошенных не заходят в храмы вообще.
Поэтому меня удивляет высказывание Всеволода Чаплина, пусть даже осторожное: «Поднимать ли это положение на уровень конституции - вопрос дискуссионный, нужно его обсуждать. В любом случае, мне кажется, что введение понятия «традиционной религии», «традиционных религиозных объединений» в нашем законодательстве решило бы очень многие вопросы». Нет, не решило бы, не стоит питать иллюзий. Вопросы эти решаются не законодательно, а за пределами церковных оград, скрупулезным и тактичным миссионерским трудом самой Русской православной церкви - ее иерархов, духовенства, монахов, прихожан. А значит, и моим тоже. И если я плохой миссионер, даже Елена Мизулина со всеми своими депутатскими полномочиями мне не поможет - скорее, навредит.
97 процентов итальянцев, 94 процента португальцев и столько же испанцев считают себя католиками. Без всякого упоминания о христианстве в своих конституциях. Что мне представляется весьма разумным. Ведь никакими статьями и параграфами невозможно описать душу, совесть, любовь или нравственность.
Еще на эту тему
СКОЛЬКО В ЕВРОПЕ КАТОЛИКОВ И ПРАВОСЛАВНЫХ? Одиннадцать европейских стран не являются светскими
ОТЕЦ ИЛИЙ, ДУХОВНИК ПАТРИАРХА КИРИЛЛА Как исповедуются священники
О ПОКЛОННЫХ КРЕСТАХ Что пилят вандалы
МЕМЫ О ПРАВОСЛАВИИ НИКИТЫ ДЖИГУРДЫ Шоумен учит христиан правильно верить в Христа
ИУДЕЙ АВИГДОР ЭСКИН ПРЕДУПРЕЖДАЕТ православного священника об опасности
ЧИТАЙ-СЛУШАЙ-ВЕРЬ-НЕНАВИДЬ Четыре направления пиар-атаки на Россию
МЕМ О ЛОБНОМ МЕСТЕ Не эшафот, а Голгофа
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ БЛОГА