Феномен Навального

Sep 09, 2013 12:14

Алексей Навальный набрал 27 процентов голосов на выборах мэра Москвы. Таким образом, российская оппозиция после долгого и мучительного кастинга наконец обрела вполне узнаваемое лицо. С чем ее и, в общем-то, всех остальных можно поздравить.

Можно было бы пожурить социологов, которые, конечно, осрамились. Забавно, например, вчера оправдывался гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров: «Мы ожидали явку на уровне 46 процентов, а она оказалась ниже. Явка - это тот фактор, который просчитывается нашими прогностическими методиками хуже всего. В этот раз в полтора раза просчитались. Когда мы спрашиваем, пойдете на выборы или нет, люди говорят «да, пройдем» примерно в 80 процентов случаев, но всегда ходят реже. И вот перед нами стоит исследовательская задача: на сколько верить людям - делить на два, на три, на четыре? Мы обычно на два делим. Но в этот раз надо было делить на четыре. Электорат Собянина гораздо многочисленнее электората Навального, но электорат Навального оказался на участках, а электорат Собянина не пошел. Электорат Навального лучше мобилизован».

Но это уже детали. Главное на прошедших выборах -  результат блогера, а вовсе не Собянина.


Мне и самому казалось, что Навальный наберет 15-20 процентов, то есть, на уровне Чириковой, когда она баллотировалась в мэры Химок. Но я не учел, что у Навального, в отличие от всех остальных его соратников, есть топовый блог, который, по сути, является мощным средством массовой информации. Его с удовольствием цитируют не только оппозиционные СМИ, но зачастую - вполне
пропутинские.



Фактически, у нас сейчас появились весьма популярные и хорошо распространяемые интернет-газеты. Их названия можно прочитать на главной странице Живого журнала - они перечислены в Топ-10. Уверен, что из 27 процентов, которые набрал Навальный, 25 ему дали именно посты в ЖЖ. Остальные два - это встречи с избирателями и «кубы». Ни Чирикова, ни Немцов-Удальцов таких мощных ресурсов не имеют.

navalny сегодня вполне конкурирует с любой старой газетой или радиостанцией. А по мере развития интернета в России вполне способен составить конкуренцию центральному телевидению. Фактически, Алексей Навальный является главным редактором весьма популярного политического издания, в стране он известен больше, чем Алексей Венедиктов («Эхо Москвы»), Владислав Фронин («Российская газета»), Константин Эрнст («Первый канал»), Павел Гусев («Московский комсомолец») или любой другой руководитель СМИ.

Обратите внимание: ни одна из перечисленных персон не претендует на политическую карьеру - в лучшем случае они члены общественных палат или каких-нибудь «советов при». Потому что журналисты или редакторы занимаются одним делом, а политики - другим. И только в случае с Навальным эти два бизнеса смешались. Поэтому когда мы говорим о популизме оппозиционера, мы абсолютно правы: блогер, возможно, хорошо ведет блог или проводит избирательные кампании, но это не означает, что также хорошо он смог бы управлять территорией.

Алексей Навальный намертво связан со своим блогом. Как думаете, что с ним произойдет как с политиком, если он вдруг забудет пароль от аккаунта?

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ БЛОГА

Навальный

Previous post Next post
Up