Спор за Каспийское море

Aug 13, 2013 07:18

Сегодня в Азербайджан приезжает Владимир Путин. Темы рабочего визита - энергетика, правовой режим Каспийского моря,  урегулирование нагорно-карабахского конфликта.

А вчера в порт Баку прибыл отряд кораблей Каспийской флотилии во главе с ракетным кораблем «Дагестан». Объявленная цель визита - развитие и укрепление дружественных связей между двумя странами. Возможно, так оно и есть - морякам обещают неплохую экскурсионную программу по достопримечательностям этого красивого города.



Владимиру Путину будет легче вести переговоры со своим коллегой Ильхамом Алиевым после демонстрации тотального российского военного превосходства на Каспийском море.

Военные корабли стран Каспийского региона перемещаются по морю-озеру довольно активно. Например, 28 июня в Астрахань прибыли два иранских ракетных катера «Пейкан» и «Джушан». В ходе этого визита была достигнута предварительная договоренность о проведении осенью совместных российско-иранских учений. Говорят, более представительных с нашей стороны, чем в 2009 году, когда в иранские воды было отправлено лишь одно судно. К тому же, принадлежащее не военному ведомству, а МЧС.



Иранские матросы сыграли с нашими в футбол (счет неизвестен) и в перетягивание каната (информация о победителе также засекречена).

До 1991 года Иран не претендовал на дно Каспийского моря - ему давали поудить осетровых, но нефть и газ он здесь не добывал. Потом все изменилось - сейчас по берегам водоема уже не два государства, а пять. И у каждого свои интересы, а потому - своя логика в подходах. Договориться пока не удается и перспектив в этом вопросе не намечается.



Вопрос не только в том, чем считать Каспий, морем или озером. В начале семидесятых годов прошлого столетия на Каспии тогдашним Миннефтепромом СССР в сугубо ведомственных интересах, для удобства разграничения участков геологоразведочных работ, были проведены условные линии между территориями республиканских подразделений союзного министерства. Каспийское море в той части, которая относилась к Советскому Союзу, было разделено соответственно на Российский, Казахстанский, Азербайджанский, Туркменский сектора. Иранский же сектор определялся границей СССР на суше.

Примерно 70 тыс. кв. км территории Каспийского моря было отведено Азербайджану, 80 тыс. кв. км - Туркмении, 60 тыс. кв. км - России, 105 тыс. кв. км - Казахстану, а 55 тыс. кв. км территории оставалось за Ираном. С этим делением был ознакомлен Иран. Тогда официальный Тегеран не предъявлял никаких претензий.

В наши дни на тот забытый всеми узковедомственный документ частенько ссылаются спорщики, утверждая, что границы были прочерчены еще в СССР.

Сегодня Баку считает, что Каспий должен быть разделен на национальные сектора по принципу срединной линии. Россия предложила положить в основу правового статуса Каспийского моря принцип: делим дно - вода общая. В вопросе о разграничении дна Каспия позиции России, Казахстана и Азербайджана практически совпадают. Туркменистан также согласен с таким делением, правда у него есть претензии к Азербайджану. А вот Иран хочет поделить на пять частей не только дно, но и водную поверхность, и ни какие уступки не согласен.

Зато наши позиции совпадают с иранскими по вопросу транспортировки нефти по дну. Разумеется, это связано с тем, что Москва категорически против газопровода Набукко, который является конкурентом нашему Южному потоку. Не очень хочет укрепления своих газовых конкурентов на европейском рынке и Тегеран.

Сегодня опасений нет - пока у Туркмении с Азербайджаном есть территориальный спор за месторождения Азери и Капяз (в Туркменской транскрипции - Хазар и Сердар), Набукко построен не будет. Ну, а чтобы выбросить эти мысли вообще из головы наших партнеров, мы наращиваем в Каспийском море военно-морские силы и дружим со всеми против всех. Впрочем, также поступают и все остальные прибрежные государства. Вот только военно-морских сил у них в разы скромнее.

Каспийская флотилия



Флагман флотилии ракетный корабль «Татарстан» (по классификации НАТО - фрегат «Гепард»). Введен в строй в 2003 г.


Ракетный корабль «Дагестан» (по классификации НАТО - фрегат «Гепард»). Введен в строй в 2012 г.



Малый артиллерийский корабль «Гомель». Вернулся в строй после полного ремонта и модернизации в декабре 2011 г.



Малый артиллерийский корабль «Астрахань» (по классификации НАТО - корвет типа «Буян»). Введен в строй в 2006 г.



Малый артиллерийский корабль «Волгодонск» (по классификации НАТО - корвет типа «Буян»). Введен в строй в 2011 г.



Малый артиллерийский корабль «Махачкала» (по классификации НАТО - корвет типа «Буян»). Введен в строй в 2012 г.



Артиллерийские катера «Шмель» (Shmel Class River Gunboat) - 5 единиц. Введены в строй с 1969 по 1990 гг.



Ракетные катера, 5 единиц (на фото - «Буденновск»). Введены в строй с 1978 по 2010 гг.



Десантные катера, 6 единиц (на фото - «Адмирал Платов» проекта «Дюгонь»). Введены в строй с 1994 по 2009 гг.



Минные тральщики, 5 единиц. Введены в строй с 1981 по 1997 гг.

Основные задачи Каспийской флотилии
  • Борьба с терроризмом и религиозным экстремизмом.
  • Борьба с браконьерами (незаконной добычей черной икры).
  • Обеспечение российских национальных интересов в зоне нефтяных месторождений.
  • Слежение и устранение чрезвычайных ситуаций в речном мореходстве.
  • Охрана торговли.
Я бы добавил еще одну - неофициальную, но главную: присутствие в регионе нашего военно-морского флота. Потому как американский нефтяных гигантов полно и в Туркмении, и в Азербайджане. И интересы у них и у нас - прямо противоположные. А чего от них ждать, мы примерно представляем.

Еще об армии и флоте

ДАГЕСТАН - СИЛА. И СЛАБОСТЬ В республиках Северного Кавказа нет призыва
ОГНЕВАЯ МОЩЬ потенциальных врагов и союзников

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ БЛОГА

армия и флот, Каспийское море

Previous post Next post
Up