Председатель Духовного управления мусульман Российской Федерации муфтий шейх Равиль Гайнутдин
считает, что фетва Совета улемов, допускающая многоженство, не нарушает светского законодательства. Чем в который раз вызвал в обществе бурную дискуссию.
«Является ли принятие фетвы вторжением в сферу светского законодательства? Абсолютно нет, поскольку речь идет не о гражданском браке, зарегистрированном в органах ЗАГС, а о религиозном браке - никахе, который является внутренним делом мусульманской общины и как вид поклонения полностью регулируется только внутренними установлениями религии. Мы настаиваем, чтобы отцы рожденных в таких браках детей полностью их обеспечивали, не вынуждая женщин обращаться к государству за пособиями», - заявил богослов.
На первый взгляд, объяснение выглядит логично и обоснованно. Даже государственный подход чувствуется. Но я все же против этой инициативы.
Когда-то знаменитая переводчица Корана и глубокий знаток ислама Валерия Порохова рассказала о великом заблуждении: пророк Мухаммед не разрешал и тем более не поощрял браки с несколькими женщинами. На самом деле он призывал мужчин брать на иждивение вдов и детей погибших воинов ислама. Все эти гаремы, якобы угодные аллаху, - домыслы интерпретаторов более позднего времени.
Не будем, однако, углубляться в богословские споры. Кто мы такие, чтобы указывать представителям другой религии, что они должны революционно изменить многовековые традиции? Просто примем к сведению, что в исламском мире есть и другие точки зрения.
Напомню, в 2015 году скандал на эту тему разразился в Чечне: 57-летний начальник РОВД Ножай-Юртовского района Нажуд Гучигов женился на 17-летней девушке. Когда история получила всероссийскую известность, в республике слегка перепугались. Однако потом взяли себя в руки, а Рамзан Кадыров даже поприсутствовал на свадьбе.
Людей, разбирающихся в проблеме, интересовал один вопрос: поставят второй штамп в паспорте Гучигова или он разведется с первой женой? К счастью, на второй штамп не решились. Полицейский официально развелся, после чего официально женился. Российская власть в Чечне устояла - в республике по-прежнему действует Семейный кодекс, согласно которому у мужчины может быть только одна супруга, у которой есть как права, так и обязанности. На вторую они не распространяются.
Мы, конечно, понимаем, что развод был лишь формальностью - первая жена никуда не делась, как и дети от первого брака. Даже в советское время смотрели сквозь пальцы на «гаремы» крупных чиновников и партийных деятелей из Средней Азии. Не афишируй, и никто тебе слова не скажет.
В конце концов, христиане тоже не без греха - многие мужчины имеют любовниц, некоторые - вторые семьи. По-тихому, конечно. Как и российские мусульмане.
Но официальная фетва все меняет, ибо в исламском мире имеет силу закона. Конечно, это не закон шариата, но очень близко к нему.
В XIX Россия, когда закончились кавказские войны и покорение Средней Азии, уже сталкивалась с этой проблемой. И тогда было решено, что жители новых регионов, где действуют законы шариата, не должны находиться на территории метрополии.
В Царстве Польском действовали наполеоновские законы, в еврейских местечках - законы Торы - ценз оседлости касался многих, а не только евреев. По каких законам их судить, если евреи, поляки или чеченцы оказались в Твери, Москве или Петербурге? Да и традиции совсем другие. Словом, власти откровенно побаивались, что в обществе возникнет напряжение.
Примерно такое же, какое мы наблюдаем сейчас в связи с наплывом мигрантов.
Совсем другое отношение было к выкрестам - к тем же татарам, принявшим православие, например. Которые сегодня настаивают на религиозном многоженстве.
Я не сомневаюсь, что не только на Северном Кавказе, но и в других наших мусульманских республиках многоженство тайно существует. И никому оно не мешает. Но скандальная фетва приведет к тому, что в некоторых субъектах Российской Федерации мужчины перестанут скрывать, что имеют гаремы.
Эти «семьи», подчиняющиеся законам шариата, будут ходить по нашим улицам, отдыхать на курортах, летать в самолетах, ездить в поездах, вообще всячески обращать на себя внимание и будоражить общество.
Как-то надо объяснить шейху Равилю Гайнутдину, что и без этой его фетвы у России сейчас хватает проблем.