На первый взгляд создается впечатление, что вопрос с «Северным потоком - 2» решен окончательно и бесповоротно: проект закрыт. Во всяком случае, руководитель пресс-службы Госдепартамента
Нед Прайс заявил однозначно: трубопровод «вычеркнут из уравнения». Но все не так однозначно и зависит во многом от России, а не от США.
Вашингтону вроде бы удалось вырвать из Берлина обещание, что в случае нападения России на Украину газопровод задействован не будет. Кажется, пора выполнять обещанное. Но из Германии пока почему-то не слышно громких заявлений.
Этому есть простое объяснение, вполне соответствующее практичным немцам: отказ от проекта повлечет за собой финансовые издержки примерно в 10 млрд долларов (это если не компенсировать издержки «Газпрому», а только своим). Сумма огромная даже для немецкого бюджета. И скорее всего, в ФРГ не хотели бы пороть горячку и самоотверженно бросаться во все тяжкие ради американцев. Глядишь, если выждать время, мир привыкнет к новой геополитической реальности, и проблема как-нибудь рассосется.
Но есть у меня еще одно соображение, которое сводит на нет усилия США по уничтожению «Северного потока - 2».
Конечно, использовать как повод события на Украине можно. Но когда Россия возьмет полный контроль над Киевом, потеряется и смысл морского газопровода, ибо он понадобился именно для того, чтобы обойти неспокойную территорию. Если же капитально отремонтировать украинскую газотранспортную систему, то через нее можно прокачать в Европу гораздо больше газа, чем через оба «Северных потока» и «Турецкий поток», вместе взятые. Что, между прочим, говорит о том, что Россия не планировала проводить военную спецоперацию по принуждению Украины к миру, а строила обходные маршруты.
В новой реальности обходные газопроводы не нужны. Если Украина вернет себе нейтральный статус, о чем уже
заговорил Владимир Зеленский, если вернется в орбиту России, то достаточно будет тех, что уже давно построены. Американцам (да и нам с вами) еще предстоит привыкнуть к этой мысли.