иллюстрация к цивилизационному подходу

Aug 30, 2023 20:01

Индию можем сравнить с Россией (это два государства-цивилизации, наряду с Китаем, больше таких в мире нет). Тогда Пакистан (и его исторические предшественники, мусульманские государства долины Инда) - это Польша. И там и там цивилизационная граница прошла внутри одной этнической общности - соответственно славянской и индоарийской. Обе индоевропейские и почти сугубо земледельческие.



Русский язык можно рассматривать в двух смыслах - узком (великорусский) и широком (вместе с украинским и белорусским). Точно так же и хинди можно брать вместе с раджастханским, бихарским и т.п., как диалектный континуум, а можно и без них. Понятно, что санскрит аналогичен церковнославянскому, а маратхи, бенгали и прочие - болгарскому, сербскому и т.д.

Тогда индуисты-дравиды соответствуют православным румынам и грузинам, племена мунда - финно-угорским народам России. А народы северо-востока Индии аналогичны нашим сибирским народам (некоторые так вообще с ними совпадают и по расе, и по религии - буддисты).

В одно и то же время формируются межцивилизационные государства-«химеры» - Речь Посполитая и империя Великих Моголов. Униатство в Речи Посполитой можно сопоставить с синкретической религией Акбара и отчасти с сикхизмом. Сикхский Пенджаб - это как Западная Украина, противопоставляющая себя как России, так и Польше.

Дальше к западу в один и тот же период (16 век) формируются протестантская Германия и шиитский Иран. То есть в центре западной и исламской цивилизаций появляется некая внутренняя «антисистема», по окраинам же (которые напрямую соприкасаются с внешними соседями) сохраняются государства, верные основной «цивилизациеобразующей» религиозной традиции (суннизм и католицизм).

Дальше к юго-западу и там и там - священные для основной традиции, но политически раздробленные и несамостоятельные территории (Италия и Аравия). А Османская империя соответствует Австрийской (с которой она напрямую и сшиблась).

На востоке же, в глубине территорий России и Индии, тоже формируются альтернативные, но апеллирующие к старине традиции: старообрядчество и новый вариант шиваизма, который, как и старообрядчество, создавался как приспособление к новому «тёмному веку» в рамках эсхатологических ожиданий.

Конечно, аналогии не всегда точны (например, полякам всё-таки не удалось захватить Россию, как мусульманам Индию, да и различия православия и католичества не так велики, как индуизма и ислама), но примерно можно понять, как взаимодействуют локальные цивилизации. Структурное сходство просто бросается в глаза.

*** И даже границу между Польшей и Советским Союзом, как и между Индией и Пакистаном, провели англичане («линия Керзона», т.е. бывшего вице-короля Индии). Но это уже галковщина и к теме не относится.

теория, история

Previous post Next post
Up