Рельсовый транспорт: развитие или ликвидация?

Feb 19, 2022 17:01

16 февраля на «Парламентском часе» в Госдуме вице-премьер правительства России Марат Хуснуллин рассказал, каким городам будет выделено дополнительное финансирование на строительство метрополитена. По его словам, продолжение строительства метро экономически целесообразно только в тех городах, где поток пассажиров на станциях в часы пик составляет 20 000 человек в час и более, в остальных же нужно развивать наземный рельсовый транспорт.



Один из российских городов, где метро существует и развивается - это Новосибирск. За 2020 год услугами метрополитена здесь воспользовались 58 117 тысяч, а в 2021 году - уже 75 273 тыс. человек. То есть прирост за год составил почти 30%. Но строительство метро и в этом городе ведётся гораздо медленней, чем хотелось бы.

Депутат Государственной думы от Новосибирской области, член фракции КПРФ Ренат Сулейманов привлёк внимание вице-премьера к неравномерности развития метрополитена в стране.

- Президент поручил развивать метрополитен в городах-миллионниках. У нас 7 действующих метро, последние 10 лет динамика развития подземки выглядит так: В Москве построено 100 станций, в Санкт-Петербурге - 8, Казани - 3, в Нижнем Новгороде и Екатеринбурге по 2, Новосибирске и Самаре по 1. Нельзя ли изменить эту диспропорцию? Сегодня ни один город и регион, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, самостоятельно финансировать строительств метро не может, - сказал депутат.

В ответ Хуснуллин отметил, что в городах России, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, «невыгодно» строить метро, так как пассажиропоток в регионах не такой активный, как в столицах. По мнению чиновника, трамвай, который везет 10 тысяч человек в час, более выгодное решение, чем подземное метро.

Тем не менее, вице-премьер подтвердил, что президент распорядился выделить средства для строительства подземки в Нижнем Новгороде (где она уже существует), а также в Красноярске и Челябинске, жители которых ждут открытия метро уже, как минимум, три десятилетия. Многострадальный Омск, который может похвастаться одной «шуточной» станцией метро (на самом деле являющейся просто подземным переходом), в план опять не попал.

- В Новосибирске будет достроена одна станция и одна под вопросом, - сказал М. Хуснуллин. - На одну мы точно деньги попытаемся найти, а на одну смотрим пока, не сбалансируем ли деньгами через инвестиционный бюджетный кредит.

По действующим планам метростроителей, к Молодежному чемпионату мира по хоккею, который пройдет в Новосибирске в конце 2022 года, должна быть сдана станция «Спортивная» на левом берегу Оби. Видимо, она и подразумевается под той, найти деньги для которой «точно попытаются».

Таким образом, в отношении строительства метро за пределами Москвы чиновники не выказывают энтузиазма. А вот развивать трамвайные системы Хуснуллин обещает. И это очень правильно: трамвай является самым удобным видом городского транспорта, обладает высокой провозной способностью и при этом на порядок дешевле метро в строительстве.

Но на этом фоне обескураживают новости из Иркутска. Здесь депутат городской думы от «Единой России» Алексей Кудрявцев предложил ликвидировать в городе трамвайное движение под предлогом того, что трамваи «небезопасны» и создают шум. Также депутат отметил, что трамваи в Иркутске старые и ими не могут пользоваться маломобильные граждане. (Кстати, в настоящее время «Иркутскгортранс» планирует приобрести пять трамваев с переменным уровнем пола, которыми смогут пользоваться люди с ограниченными возможностями).

Одним словом, «единоросс», по обыкновению, считает, что лучшее средство от головной боли - топор. И вместо того, чтобы настаивать на модернизации трамвайного парка в городе и создании выделенных путей, которые сейчас есть далеко не везде, предлагает уничтожить подлинно народный вид транспорта. Да ещё и ссылаясь на мнение своих избирателей.

Кроме того, Кудрявцев отметил, что «Иркутск не проектировался» под такой вид транспорта, поэтому улицы не такие широкие, как требуется. Напомним, что город был основан в XVII веке, когда никаких видов общественного транспорта не существовало в принципе. И для автомобилей он тоже «не проектировался», а по такой логике и от них надо будет отказаться…

По мнению многих иркутян, высказанному в социальных сетях, за предложением убрать трамваи стоит лобби «маршрутчиков», заинтересованных в повышении своих перевозок и избавляющихся таким образом от «конкурента». Кроме того, может иметь место и другой фактор - стремление строительного бизнеса завладеть территорией трампарка.

Городская администрация, руководство Гортранса и другие депутаты в этот раз не поддержали инициативу «единоросса». Но, как мы знаем на примере многих городов России и ближнего зарубежья (включая и столицы - такие как Ташкент), «ликвидаторы» общественного транспорта на полпути не останавливаются и стремятся довести дело до конца.

Павел ПЕТУХОВ
https://rus-lad.ru/news/relsovyy-transport-razvitie-ili-likvidatsiya/

статьи, Новосибирск, город, Иркутск

Previous post Next post
Up