Ну а теперь из Поволжья перенесёмся в регион, который обычно именуется «Зауральем» (что отражает евроцентричность нашего обычного взгляда: почему-то даже сами жители Сибири считают, что живут «за Уралом», хотя с тем же успехом можно считать, что «за Уралом» - это к западу от него). Итак, речь идёт о Курганской области - регионе не слишком «на слуху», мало посещаемом туристами, небольшом по населению и небогатом в сравнении с соседями - Челябинской, Свердловской и Тюменской областями. Здесь я побывал во второй раз: в 2011 году был в самом Кургане, а теперь решил посетить ещё и #Шадринск - второй по величине город области.
Шадринская заимка на реке Исеть (той самой, которая протекает и в Екатеринбурге, и в Каменске-Уральском) была основана в 1622 году, в 1712 г. присвоен статус города. В разное время он входил в состав Сибирской, Оренбургской и Пермской губерний. Именно в составе последней он и встретил 20 век, в противоположность Кургану, который входил в Тобольскую губернию. При этом в 1897 г. Шадринск опережал по населению Курган (11 и 10 тысяч соответственно, сейчас, для сравнения - 74 и 312 тыс.). Таким образом, современное «Зауралье» (Курганская область образована в 1943 году) как бы «склеено» из частей Урала и Сибири.
1.
Визит мой в Шадринск оказался не очень удачным. Выехав с утра на автобусе из Екатеринбурга, я рассчитывал добраться часа за три с половиной, но из-за ремонтных работ на трассе автобус описывал какие-то круги и в итоге прибыл сюда позже расчётного времени, к тому же не на автостанцию или вокзал, а высадил пассажиров практически в чистом поле и пошёл дальше, в Курган.
2.
Дошёл вместе с одним из попутчиков до какой-то остановки и дождался местного автобуса.
3.
Проезжаю через город.
4.
Вышел на конечной, у железнодорожного вокзала. Сюда я прибыл с намерением оставить вещи в камере хранения и взять билет на электричку до Кургана.
5.
Но, во-первых, камера хранения тут не работала, так что пришлось ходить по городу с тяжёлым рюкзаком. Во-вторых, единственная электричка шла в 16.30, с автобусами была примерно та же история, то есть на осмотр города мне оставалось меньше двух часов. Всё это очень странно, ведь должны же вечером люди как-то добираться из одного города в другой?
6.
На привокзальной площади - памятник железнодорожникам, борцам за Советскую власть, погибшим в 1918 году.
7.
8.
Традиционная водонапорная башня.
9.
Вокзал отделён от основной части города живописной сосновой рощей.
10.
11.
12.
На углу улиц Гагарина и Свердлова - краеведческий музей, занимающий здание бывшей больницы начала 20 века. В музей я не пошёл, но купил тут путеводитель по городу.
13.
14.
Знаменитые земляки. Всероссийскую известность среди них имеют, кажется, двое - скульптор Иван Шадр (Иванов) и селекционер Терентий Мальцев.
15.
Главной улицей города можно считать улицу Свердлова, на всём протяжении которой проложен бульвар. Скажу тут несколько слов о планировке города. Она очень схожа с планировкой Кургана (хотя, как уже было сказано, до революции эти города относились к разным губерниям): с одной стороны река, с другой железная дорога, между ними - регулярно спланированные кварталы и пересекающиеся под прямыми углами улицы.
16.
Застройка преимущественно советская, пятиэтажная, среди которой отдельными вкраплениями попадаются старые здания. Ближе к окраинам - больше деревянных домов, но в целом частного сектора тут меньше, чем я ожидал.
17.
18.
19.
Бульвар засажен пирамидальными тополями, придающими ему «южный» вид. А вот с благоустройством тут беда - лавочек нет.
20.
Библиотека.
21.
Из современных зданий - сбербанк.
22.
От городской администрации к югу идёт «ось» из нескольких небольших площадей.
23.
24.
Памятник ликвидаторам.
25.
Мемориал Победы.
26.
27.
Изредка попадаются сталинки.
28.
Чем ближе к реке, тем больше дореволюционных зданий.
29.
Но, к сожалению, из-за нехватки времени до самой Исети я не дошёл.
30.
31.
По улице Октябрьской повернул на запад.
32.
33.
В этих местах Шадринск неожиданно напомнил мне белорусский Бобруйск, уж не знаю почему.
34.
Городской сад и памятник самому известному здешнему уроженцу - скульптору Шадру. Если быть точным, то родился он в селе Такташинском, но детство провёл здесь.
35.
Рядом - копии его самых известных работ: «Сезонник».
36.
И, конечно, «Булыжник - оружие пролетариата».
37.
38.
39.
Педагогический институт (бывшее здание реального училища).
40.
Рядом - памятник учительнице с учеником.
41.
Памятник Ленину.
42.
Через дорогу (ул. Ленина) - сквер Революции с братскими могилами участников Гражданской и Великой Отечественной войн. Но туда я не ходил за неимением времени. А ещё дальше - комплекс зданий ликёроводочного завода.
43.
ДК ШААЗ (автоагрегатного завода), построен в 1963 г.
44.
Около него - скульптуры рабочего.
45.
И скрипачки.
46.
Поворачиваю на улицу Гагарина и устремляюсь в сторону вокзала.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
Первый поезд прибыл сюда в 1913 году. Надо сказать, что Шадринск расположен на «диагональной» линии, соединяющей Екатеринбург с Курганом и, соответственно, северный и южный пути Транссиба. Если соединить через него ещё и Челябинск с Тюменью, на карте получится нечто вроде «конверта». Здесь уместно напомнить, что я являюсь поборником идеи переноса столицы России на восток (
https://vk.com/novaya_stolica), и Шадринск смотрелся бы тут в числе если не основных, то точно «запасных» вариантов: географическое положение его довольно удобно, есть и историческая среда, и пространство для новой застройки.
53.
У вокзала установлен почему-то не традиционный паровоз, а модель электровоза.
54.
Дожидаюсь электрички и отправляюсь в областной центр - Курган. Таким образом, осмотр Шадринска оказался беглым и поверхностным. Я не дошёл до самого богатого на историческую застройку района, примыкающего к реке Исети, не посмотрел церкви, драматический театр, памятники промышленной архитектуры и ещё ряд достопримечательностей. Так что когда-нибудь надо будет сюда вернуться.
Фотоальбом «ВКонтакте»:
https://vk.com/album7216958_276300129