В прошлых двух частях мы осмотрели восточную окраину Омска («летовские» места) и центральную часть города. Теперь же отправимся на левый берег Иртыша, в Кировский район. В его южной части (Старом Кировске) я был в предыдущий приезд, в 2016 году, а сейчас решил прогуляться по микрорайонам северной части. Как я понял, никакого общего названия у них нет - просто «микрорайоны» (если ошибаюсь, пусть знатоки меня поправят).
Мой интерес к этому району, помимо прочего, связан и с темой
переноса столицы России. В качестве возможной кандидатуры на эту роль называется и #Омск (см.
например, здесь). Правда, в моём личном рейтинге потенциальных столиц Омск не на первой позиции, но на месте самих омичей я бы крепко ухватился за эту идею, которую поддерживает, в частности, Юрий Крупнов. И здесь для размещения новых «столичных» районов может пригодиться территория аэропорта, находящегося как раз в центре Левобережья. Нынешние окраинные микрорайоны могли бы тогда внезапно оказаться рядом с центром новой столицы. Заодно решили бы и другие вопросы - выноса аэропорта из города и строительства метро (ну или скоростного трамвая, частично проходящего под землёй).
1.
Итак, поднимаемся на «мост-метро», который функционирует как обычный автомобильный мост. «Метро» - это на отдалённую и всё более туманную перспективу.
2.
Оглянемся назад, на центр города. Мост был открыт в 2005 году и носит имя 60-летия Победы.
3.
Острова на реке и низменное, заливаемое во время паводка Левобережье.
4.
Постепенно передо мной встают жилые кварталы.
5.
Слева - довольно большой массив частного сектора, бывшая деревня Большая Островка.
6.
Не все хотят тут жить.
7.
8.
Улица Конева - одна из главных магистралей района. Это место предназначено для строительства станции метро «Заречная».
9.
Бойкое место на перекрёстке с улицей 70 лет Октября - ТЦ «Фестиваль».
10.
Ещё образец омской архитектуры 80-90-х, что-то в ней есть своеобразное.
11.
По мере продвижения на запад появляется всё больше новостроек.
12.
13.
14.
За бульваром Архитекторов местность принимает совсем окраинный вид - какие-то склады, автосервисы и т.п.
15.
Парк 300-летия Омска.
16.
Как и большинстве объектов, созданных к юбилею (напомню, он отмечался в 2016 году), парк находится в зачаточном состоянии, инфраструктуры тут практически нет.
17.
Надеюсь, парк благоустроят, не дожидаясь следующего юбилея.
18.
К северу от парка - памятник воинам-интернационалистам.
19.
Дальше - Дворец молодёжи.
20.
Затем вновь начинаются жилые районы - очевидно, 80-х годов.
21.
Улица названа в честь лётчика-испытателя, Героя Советского Союза с подходящей фамилией Перелёт.
22.
Общий вид района - простор и некоторая заброшенность.
23.
Культурно-досуговый центр «Иртыш».
24.
Улица пересекается с проспектом Комарова. Если идти дальше на север, то можно дойти до моста, ведущего в Нефтяники (в этом районе я был в один из прошлых приездов в Омск). Но я сворачиваю на юг.
25.
Христорождественский собор - понятно, современной постройки.
26.
27.
Проспект Комарова. Такое огромное пустое пространство здесь явно неслучайно - видимо, зарезервировано для расширения проспекта, под которым теоретически должно пройти и метро.
28.
Микрорайон «Кристалл».
29.
Район строительства одноимённой станции метро.
30.
Строительство соседних жилых домов, видимо, приурочили к открытию станции. Нет станции - нет и домов, хотя все сроки давно прошли.
31.
Мемориальный танк почему-то размещён в центре квартала, практически во дворе.
32.
Иду на юго-восток по улице 70 лет Октября.
33.
34.
ТРЦ Континент.
35.
Здесь я немного отдохнул и перекусил.
36.
В завершение хождений по левому берегу решил посетить природный парк «Птичья гавань».
37.
38.
К сожалению, птиц я практически не встретил.
39.
Разве что несколько уток и чаек, которых много и в других местах.
40.
41.
Выхожу на дорогу, ведущую на Ленинградский мост. С противоположной её стороны - парк 30-летия Победы, где я побывал весной 2016-го.
42.
Внизу, под мостом, территории ДОСААФ и профилактория, а при них - что-то непонятное.
43.
То ли гондорское древо, то ли творение Даши Намдакова.
44.
Поднимаюсь на Ленинградский мост.
45.
И вновь оказываюсь на правом берегу Иртыша, в центре Омска.
46.
Свободное время ещё оставалось, и я ещё раз пересёк Омь и немного побродил по центру.
47.
Улица Краснофлотская.
48.
Омск практически плоский, исключение составляют только улицы, прилегающие к долине Оми.
49.
Почему-то меня опять занесло на улицу Орджоникидзе.
50.
51.
Оттуда вышел на Фрунзе.
52.
И перешёл Омь по единственному остававшемуся до сих пор не пройденным Фрунзенскому мосту.
53.
54.
Двинулся к гостинице, избрав для этого тихую улицу Пушкина.
55.
56.
57.
58.
Много руин.
59.
Потом я попрощался с Иртышом.
60.
61.
Забрал вещи, оставленные в гостинице.
62.
И в сумерках неспешно дошёл до вокзала.
…Говорят, что Омск среди российских миллионников чуть ли не самый отсталый и неблагоустроенный. Но, как нас учит восточная философия, небытие полнее бытия, так как содержит в себе всё потенциально. Вот и у Омска, именно благодаря его нынешнему неустройству, потенциал больше, чем, к примеру, у высокоразвитых Новосибирска и Тюмени, не говоря уже о Москве, которым просто некуда расти дальше. В конце концов, если в слове «Омск» переставить буквы, то получится «моск», то есть и «мозг» на интернет-жаргоне, и одновременно намёк на Москву. Может, и правда он будет столицей? Ну а мы теперь обратимся к уже осуществлённому опыту переноса столицы - к городу Астане, куда я и отправился из Омска.
Начало рассказа о путешествиях 2017 года - см.
здесь.