Ну что ж, приступаем к рассказу о поездке в Казахстан осенью прошлого года. Как уже говорилось, предисловием к этой поездке стало очередное (уже пятое) посещение Омска, а послесловием - визит в Новосибирск (тоже, если память не изменяет, пятый). До этого в Омске я бывал зимой 2009 года, летом 2010, весной 2013 и весной 2016-го, осмотрел многие районы - как центральные, так и окраинные. И вот, наконец, дело дошло до прогулки по районам, связанным с жизнью и смертью Егора Летова - одного из самых известных омичей, поэта и музыканта, лидера группы «Гражданская оборона».
1.
Но для начала, как обычно, железнодорожный вокзал, с которого, как театр с вешалки, для меня всегда начинается этот город (как и большинство других).
2.
Проспект Карла Маркса, уходящий на пять километров в центр города, по которому я ходил и ездил огромное количество раз.
3.
4.
5.
Площадь Серова, на которой я свернул с проспекта и пошёл в сторону Иртыша.
6.
Это, если правильно помню, улица Всеволода Иванова (писатель жил в Омске до переезда в Петроград в 1921 году). В окружении хрущёвок откуда-то появились такие вот таунхаусы.
7.
8.
И вот моя гостиница. Здесь я останавливался и в прошлый раз, но тогда шёл ремонт, и номер стоил значительно дешевле.
9.
10.
Мемориал на бульваре Победы.
11.
Цирк в мой прошлый приезд тоже ремонтировался: город готовился к торжествам по случаю 300-летия. Здесь я сел на троллейбус и отправился в восточную часть города, в микрорайон Чкаловский - туда, где родился и жил Егор Летов.
12.
В прошлый раз я дошёл пешком до кинотеатра «Космос», рядом с которым стоит ракета «Космос 3М», но в глубину района не пошёл - не хватило времени. Теперь же доехал до следующей остановки - «ПО Автоматика» - и свернул с Космического проспекта на улицу, носящую имя Героя Советского Союза Петра Осминина. Стела в его честь на углу (чуть дальше стоит аналогичная, посвящённая А. Романенко).
13.
Дом Егора - обычная хрущёвка, без всяких опознавательных знаков, как в виде официальной мемориальной доски, так и в виде граффити от многочисленных поклонников. Интересно, почему? Может, стирают регулярно?
14.
Вот торец дома - место самое подходящее для портрета во всю стену. Хотя, честно говоря, и памятник бы не помешал - всё-таки фигура далеко не последняя в нашей культуре конца 20 - начала 21 вв., в которой песня, пожалуй, заняла главенствующее место, вытеснив и книгу, и кино. Я говорю о подлинной культуре, а не о коммерческой.
15.
По соседству встречаются «реновированные» хрущёвки.
16.
Чуть южнее улица Осминина переходит в улицу 75-й Гвардейской бригады, а на ней - ещё один мемориал.
17.
Встретил стаю крупных псов и вспомнил: «Но миром правят собаки…»
18.
Скверик на улице Василия Товстухо. Вот бы где и памятник поставить Егору, хотя, наверно, жители будут против: начнут тут неформалы собираться, песни орать.
19.
20.
Опять выхожу на Космический проспект и движусь на северо-восток, по направлению к кладбищу.
21.
22.
Конечная автобусов и дом с какой-то древнерусской картинкой.
23.
Пересекаю какую-то узкоколейку и оказываюсь на территории кладбища. Здесь, скажем так, «чёрный ход», главный вход с севера.
24.
Сначала идёт мусульманское кладбище, некоторые надписи даже арабской вязью.
25.
Кот кладбищенский.
26.
27.
Ориентир, по которому можно найти дорогу к могиле Егора, захоронение семьи Абрамских. Но и потом нужно поплутать, чтобы её найти, пришлось даже спрашивать народ - благо, был выходной день, и людей на кладбище пришло немало (местные все в курсе, видимо, спрашивают часто).
28.
Вот и могила. Её украшает иерусалимский крест. Почему именно он, кто принял такое решение? Отношение Летова к христианству (как и ко всему прочему) было довольно сложным и неоднозначным. А портреты меняют.
29.
Но покинем мир вечности и вернёмся к обычной жизни. Северные ворота кладбища выходят к остановке с прозаическим названием «Рыбный рынок», она же «Куйбышевская база».
30.
Вдоль улицы 10 лет Октября, ведущей отсюда в центр города, тянутся промзоны, склады, торговые центры.
31.
Типичная окраина большого города.
32.
Иногда встречаются «точечные» новостройки.
33.
Виадук над железнодорожной веткой, а за ней, судя по всему, тюрьма или СИЗО с церковкой внутри.
34.
Радиозавод имени А.С. Попова.
35.
Часть его площадей занимает Российский экономический университет им. Плеханова.
36.
Цитируют не только Плеханова, но и Маркса, смелые какие.
37.
По мере продвижения к центру начинает встречаться сталинская застройка.
38.
Но в основном район выглядит так. Идя дальше в том же направлении, я пришёл бы в центр города, но я немного подустал (погода была довольно жаркой) и решил часть пути проделать на трамвае, свернув для этого на соседнюю улицу Лермонтова.
39.
Перпендикулярные улицы здесь, в бывшем Казачьем форштадте, называются «линиями», как на Васильевском острове. Между 19-й и 20-й линиями, в окружении частного сектора, стоит Сибирская соборная мечеть (1997). Напомню, что в городе много казахов, татар и представителей других мусульманских народов.
40.
Какой-то старопромышленный корпус.
41.
А преимущественно весь этот район выглядит так: огромное пространство частного сектора, из которого кое-где поднимаются новостройки. Наверно, самый типичный вид Омска, более типичный, чем пятиэтажные микрорайоны. Тут я сел на неспешный трамвай.
42.
Выхожу из трамвая на улице Маршала Жукова, практически в центре города, но всё ещё в пределах Казачьего форштадта.
43.
Этот район был мною давно исхожен, и на нём мы останавливаться не будем.
44.
Хотя мимо музыкального театра и площади перед ним, конечно, пройти нельзя. Это, можно сказать, самое сердце Омска.
45.
Городская дума, где ныне заседает городской совет. Чаще бывает наоборот.
46.
Это обошедшая в то время интернет картинка, где к участию в местных выборах призывают заграничные хипстеры. Увидел вживую.
47.
Художественный музей «Либеров-центр». Тоже по моде, как «Гоголь-центр» и т.д.
48.
И памятник самому художнику Либерову, в честь которого музей назван.
49.
Я же вновь покидаю центр и отправляюсь на улицу Омскую.
50.
Ещё один «летовский адрес» - психушка, куда его упекли «доброжелатели». Напомню, что это произошло не при Брежневе или Андропове, а уже в перестройку, когда рок-музыку не только не запрещали (её и раньше не запрещали), но и всячески пропагандировали. Так что, очевидно, это была провокация с целью создать мученика и усилить антисоветские настроения среди молодёжи. Сам же Егор впоследствии примкнул к левым, стал одним из основателей НБП и сотрудничал с коммунистами. Но здесь мы останавливаться не будем и пойдём дальше.
51.
Церковь Параскевы Пятницы (1901).
52.
Храм стоит над самым спуском с «плоскогорья» в пойму реки Оми, где расположен ещё один большой район частного сектора (не знаю, как называется).
53.
По Омской идём дальше на восток.
54.
55.
56.
Затем я сворачиваю на север и по Октябрьскому мосту пересекаю реку Омь.
57.
Где-то в районе Октябрьского моста сделана фотография, использованная в оформлении летовского альбома «Здорово и вечно». Но, судя по всему, я шёл не по той его стороне и соответствующего ракурса не увидел. Итак, на сегодня всё. Кстати, начав путешествие посещением родных мест и могилы Егора Летова, закончил я его в Новосибирске визитом к Янке Дягилевой. Но об этом ещё не скоро, а в следующий раз продолжим осмотр города Омска.
Начало рассказа о путешествиях 2017 года - см.
здесь.
#Омск #Летов