К вопросу о создании в г. Иркутске музея промышленности

Jan 24, 2017 20:41

Оригинал взят у kprf_irkutsk в К вопросу о создании в г. Иркутске музея промышленности
Полукустарные промышленные производства начали появляться в Прибайкалье в середине XVII в. Задачи освоения края, развитие торговых связей, бытовые нужды и потребности населения способствовали развитию производств, основанных на местном сырье и предназначавшиеся для реализации на городском рынке. Уездные центры, такие как Иркутск и Илимск, становятся крупными ремесленными центрами. Но в сравнении с размахом торгово-промыслового предпринимательства промышленное развитие Иркутска шло крайне медленно. Вплоть до нач. ХХ в. в городе преобладала мелкая промышленность и ремесло, лишь изредка достигая мануфактурной стадии.



В начале ХХ века наиболее крупным промышленным предприятием Восточной Сибири являлось Ленское золотопромышленное товарищество (Лензото). В самом же Иркутске некоторое развитие получила лишь обрабатывающая промышленность, прежде всего по переработке животного и растительного сырья. Большинство предприятий были маломощные и не могли удовлетворить потребности даже местного рынка. В 1830-х гг. в Иркутске насчитывалось всего 60 промышленных заведений, на которых было занято 375 рабочих. К середине XIX в. число предприятий выросло до 81, но общая сумма их производства - 50 тыс. руб. В 1870 г. в Иркутске - 92 промышленных предприятия, которые производили продукции едва на 400 тыс. руб. Это - 35 табачных, 16 кирпичных, 10 свечных, 8 мыловаренных, 7 кожевенных, 4 маслобойных. В 1871 г. было 17 табачных мельниц. В 1882 г. в городе насчитывалось 65 небольших фабрик и заводов, где трудились 525 человек, сумма производства - 726 тыс. руб. (3, с. 64)

Все промышленное производство едва достигало 1 млн. рублей. К наиболее крупным относились - табачно-сигаретная фабрика Мыльникова и Зазубрина (200 тыс. руб.), спичечная Киселева (30 тыс. руб.), мыловаренный завод Пономарева (15 тыс. руб.), лесопильное производство (40 тыс. руб.). В городе также действовали небольшой медеплавильный завод в Ремесленной слободе и железоделательный завод купца Н.П. Лаврентьева, несколько водочных и пивоваренных заводов.

Сибирские города, даже такие крупные, как Иркутск, не знали примеров перерастания ремесленных мастерских в мануфактурное производство. Более характерным было внедрение купеческого капитала в те или иные отрасли, но оно не нашло массового характера и почти всегда было подчинено торговой деятельности. Развитие сибирской промышленности тормозили также узость рынка рабочей силы, медленное накопление капиталов, дороговизна оборудования и сырья.

Переломным моментом для экономического развития региона стала постройка Транссибирской железнодорожной магистрали. В марте 1891 г. был высочайше утвержден рескрипт о постройке Великого сибирского пути. В августе 1898 г. в Иркутск прибыл первый поезд. Проведение железной дороги усилило экономические связи Иркутска, способствовало ускорению и росту товарооборота, притоку в город населения. Сама дорога выступила в роли передового промышленного заведения, востребовав квалифицированные рабочие руки. С ее прокладкой в городе появились ж\д депо, механические мастерские, оживилась лесная промышленность, производство строительных материалов, угледобыча.

В первые годы ХХ в. к крупным производствам в Иркутске можно отнести винный монопольный склад (200 рабочих), железнодорожное депо (75 рабочих) и 3 типографии (340 печатников). (8, с. 206)

К 1917 г. количество фабрично-заводских предприятий в Иркутске увеличивается почти в 6,5 раз, но большинство из них носило кустарный характер, имело малый денежный оборот и малую численность рабочих. Большая часть населения занималось торговлей, сервисным обслуживанием, огородничеством и ремеслом. Вся промышленность Иркутской губернии была представлена 119 предприятиями, на которых работало 18 тыс. человек. (6, с. 17)

В годы гражданской войны в Приангарье шел процесс катастрофического падения промышленности и деградации кустарных промыслов. Резко сократился объем выпуска промышленной продукции, был разрушен транспорт. Всероссийская перепись 1920 г. зарегистрировала в Иркутской губернии 2331 действующее предприятие (общее число занятых - 21172 чел.). (4, с. 12)

Шла поголовная национализация предприятий, что нередко вело к сокращению производства. Одну из основных мер, направленных на оживление промышленности, составляла ее концентрация. С 1 июля 1921 г. по 1 июля 1922 г. в Иркутске было сдано в аренду 13 предприятий в основном кожевенной и пищевкусовой промышленности. В 1924-1926 гг. промышленность начинает выходить из кризиса. В ряде отраслей удалось провести частичную реконструкцию предприятия, рационализацию технологического цикла и расширение производства («Сибирмонгол», пимокатная фабрика), усовершенствовать организацию и оплату труда (пивоваренный и дрожжевой заводы), отладить снабжение сырьем.

Энергообеспеченность региона в 1930-х гг. не могла служить базой его предстоящего промышленного развития. В 1929 г. имелась одна относительно крупная электростанция (построена в 1910 г.) - Иркутская ТЭЦ им. Кирова - мощностью 1600 киловатт, выработавшая в этот год 3665 тыс. киловатт-часов энергии; в 1934 г. ее мощность достигает 10,5 тыс. киловатт. При этом дефицит электроэнергии не только не был преодолен, но и постоянно нарастал.

Общепризнанным первенцем машиностроения в Иркутской области являлся завод им. Куйбышева (сейчас Иркутский завод тяжелого машиностроения - ИЗТМ), созданный на базе бывших обозных мастерских в Иркутске. Предусматривалось строительство крупного машиностроительного предприятия, выпускающего машины и оборудование для золотодобывающей промышленности. Строительство завода было начато в середине 1929 г., в конце года в нем участвовало 400 чел, в 1930 - 1200 чел., в 1933 - 3300 человек. Первая продукция - запасные части для драг, бегунные чаши, буры типа «Эмпайр» - выпускается уже в 1930 г. В 1929 г. вступает в действие 5 цехов, в 1932 г. работает уже 12 цехов и в производстве занято около 2 тыс. человек.

В 1932 г. в Иркутске закладывается первый в Восточной Сибири авиационный завод, выпустивший свою первую продукцию - истребитель И-14 в конце 1934 г. К концу 1930-х гг. в области функционирует 5 заводов. За период 1929 по 1939 гг. крупная промышленность Иркутска получила заметное развитие. По материалам статистики, объем валовой продукции вырос с 18,5 до 190 млн. руб., т. е. более чем в 10 раз. (4, с.13)

Всего к началу Великой Отечественной войны в Приангарье насчитывалось 748 промышленных предприятий при общей численности промышленно-производственного персонала около 80 тыс. человек. (6, с. 19)

В годы Великой Отечественной войны промышленность города была переведена на обслуживание нужд фронта. В Иркутск были эвакуированы:

- на завод им. Куйбышева - Ново- и Старокраматорского машиностроительного заводов с Украины,
- Московский авиационный завод №9,
- патронный и абразивный заводы,
- швейные фабрики из Одессы, Смоленска,
- обувные предприятия из Днепропетровска, Серпухово, Одессы.

Объем капиталовложений в 1942 г. составил 136 млн. руб. Заметно окрепла энергетическая база. Были пущены тепловая электростанция с выработкой в 6 тыс. киловатт-часов в Ленинском районе, новая турбина на заводе им. Куйбышева, смонтирована новая турбина центральной Иркутской ТЭЦ.

В тяжелых военных условиях промышленные предприятия добивались выполнения госзаданий. Завод им. Куйбышева обеспечил за 1944-45 гг. оборудованием более 50 мартеновских печей, 20 коксовых батарей. За время войны авиационный завод выпустил 592 бомбардировщика Пе-2 и 134 тяжелых истребителя Пе-3 бис, 869 бомбардировщиков и торпедоносцев Ил-4, 391 дальний бомбардировщик Ер-2.

После окончания войны началось восстановление народного хозяйства. В 1946 г. в Иркутске было более 120 предприятий государственной и кооперативной промышленности, которые вырабатывали продукции в 3 раза больше, чем в 1940 г. Это объяснялось тем, что производственная база возросла за счет эвакуированных сюда заводов и фабрик (более 30). После войны реэвакуации этих предприятий не было. (7, с. 404)

Основой индустриально развития Иркутской области явились ее гидроэнергетические ресурсы. Энерговооруженность возросла за счет строительства новых тепловых (ТЭС) и гидроэлектростанций (ГЭС).

С 4 по 11 августа 1947 г. в Иркутске работала конференция по развитию производительных сил в Иркутской области. Была намечена программа развития энергетики, первым этапом которой должно было быть сооружение Иркутской ГЭС. В 1956 г. была перекрыта Ангара, а в конце 1957 г. дали ток первые агрегаты Иркутской ГЭС. Ее мощность составляла 660 тыс. киловатт. Народное хозяйство области получило самую дешевую в мире электроэнергию. С пуском ГЭС Иркутск стал энергопроизводящим центром, что сказалось на развитии других отраслей промышленности.

Завод тяжелого машиностроения им. Куйбышева стал выпускать 240-литровые драги, было освоено производство механизированных трубоволочильных и калиброванных станков.

На иркутском станкостроительном заводе появились новые цеха - инструментальный, ремонтный, сборочный. В 1953 г. вступил в строй ремонтно-механический завод «АнгарГЭСстроя». В 1956 г. начал выпуск продукции - стиральных машин и металлоизделий - завод «Сварщик». С 1963 г. завод «Востсибэлемент» в связи со специализацией стал называться Иркутским релейным заводом. Произошла реконструкция слюдяной фабрики.

В концу 70-х гг. ХХ в. в городе работало 80 промышленных предприятий с годовым объемом реализации продукции более 1,3 млрд руб. Лидировали - авиационный завод, ИЗТМ, обувная фабрика «Ангара» и «Иркутскслюда». Средняя заработная плата в 1985 г. в промышленности составляла 229 руб., а по области она была 265 руб. (7, с. 419)

К 1986 г. Иркутск стал крупным центром машиностроительной промышленности: действовали предприятия авиастроения, станкостроения, приборостроения радиотехнической промышленности.

Среди 80 предприятий самым крупным было Иркутское авиационное производственное объединение (в 1981-87 гг. Иркутский авиационный завод им. 60-летия образования СССР), которое выпускало самолеты МиГ-23 и -27, Ан-24, Як-28.

К 1987 г. крупнейшим в радиотехнической промышленности стало производственное объединение «Восток» (Иркутский завод радиоприемников).

Сформировалась крупнейшая база строительной индустрии, в состав которой входили пять крупных предприятий Главвостоксибстроя.

Итак, к концу ХХ века ведущую роль в экономике играла промышленность (металлообработка и машиностроение). Процесс разгосударствления в этот период сильно повлиял на развитие промышленности Иркутской области. Многие предприятия оказались брошенными на произвол судьбы. Из 90 крупных и средних предприятий в 1991 г., в 2000 г. осталось 75, численность сократилась с 55 тыс. до 38,5 тыс. человек. Спад производства составил 50%. (4, с. 15)

В течение 2000-х гг. отмечался рост объемов производства, к этому привела адаптация к рыночным условиям. На начало ХXI в. ведущие отрасли промышленности Иркутска - это авиастроение и гидроэнергетика.

На сегодняшний день Иркутск - один из крупнейших поставщиков электроэнергии на оптовый рынок: мощнейшие гидроэлектростанции Ангарского каскада, богатые угольные бассейны, множество тепловых электростанций. Доминирующее положение по выработке электро- и теплоэнергии занимает «Иркутскэнерго». На сегодняшний день энергоугольная компания «Иркутскэнерго» - мощный производственный комплекс, расположенный в Иркутской области и Красноярском крае. Комплекс включает в себя каскад трех гидроэлектростанций, построенных на единственной вытекающей из озера Байкал реке Ангаре, 9 тепловых узлов, расположенных в крупных городах Иркутской области, 6 угольных разрезов ООО «Компания «Востсибуголь», добывающих каменный и бурый уголь, 2 погрузочно-транспортных управления и обогатительную фабрику.

Ведущие крупные промышленные предприятия г. Иркутска и области:

• Иркутский авиационный завод - завод по созданию авиационной техники от разработки документации до послепродажного обслуживания, входит в состав корпорации «ИРКУТ»;

• ОАО ПО «Иркутский завод тяжёлого машиностроения» - один из крупнейших машиностроительных заводов на территории России, специализируется на производстве драг для золотодобывающей промышленности;

• ОАО «Иркутский релейный завод» - промышленное предприятие, специализирующееся на разработке и изготовлении коммутационной технике.

Гражданские и военные самолеты, выпускаемые в Иркутске, востребованы как в России, так и за рубежом. Иркутский авиационный завод (ИАЗ) - филиал ПАО «Корпорация «Иркут» входит в число наиболее современных и динамично развивающихся предприятий машиностроения России. С начала 2000-х годов завод демонстрирует устойчивый рост объемов производства. Основу современной производственной программы ИАЗ составляют многоцелевые истребители Су-30МК и Су-30СМ, учебно-боевые самолеты нового поколения Як-130, компоненты для пассажирских самолетов Airbus A320. Завод разворачивает производство пассажирских самолетов семейства МС-21 на фоне сохранения объемов выпуска военной продукции.

ОАО ИЗТМ оставалось единственным на территории бывшего СССР предприятием, выпускающим дражное и обогатительное оборудование. В процессе реформ 1990-х гг. на базе цехов завода было организовано 6 самостоятельных производств со своими директорами, работающими не согласованно друг с другом. Производство уже организуется по-новому, его планирование осуществляется не в тоннах, а ориентируется на удовлетворение конкретных потребностей предприятий региона и их платежеспособность. Осваивается выпуск нового более мобильного и производительного оборудования.

Для осуществления сбора и сохранения информации об Иркутске, как о городе промышленном, необходимо создание музея промышленности - уникального культурно-информационного комплекса, посвященного истории развития сибирских промыслов, промышленности вообще и конкретно города Иркутска, как крупного индустриального центра ХХ века.

Сегодня только при нескольких крупных промышленных предприятиях Иркутска, таких как Иркутскэнерго и Авиазавод, существуют корпоративные музеи. Деятельность этих музеев направлена на комплектование, сохранение и использование имеющих историческую ценность материалов об организации и деятельности предприятия, на воспитание молодежи, поступающей на работу, на проведение имиджевых мероприятий, способствует установлению и расширению связей с государственными ведомственными и другими музеями города и области. Существенным недостатком таких музеев является их корпоративность, недоступность для посещения обычным посетителем, иностранным туристом.

В последнее время развитию туризма на территории России в целом и Иркутской области в частности уделяется большое внимание. Наша область входит в первую десятку регионов-лидеров по приему туристов в России, что обусловлено наличием на территории региона уникальных природно-рекреационных ресурсов. Наш регион обладает значительным культурно-историческим потенциалом: это и первобытные стоянки, и период русского заселения Восточной Сибири, и эпоха декабристов, и советский период ударных строек.

Создание в Иркутске музея промышленности - уникального культурно-информационного комплекса, посвященного истории развития сибирских промыслов, промышленности вообще и конкретно г. Иркутска, как крупного индустриального центра ХХ века, будет способствовать развитию познавательной деятельности учащихся всех возрастов, притоку иностранных туристов в регион.

Музеи промышленности, науки и техники становятся все более популярными и востребованными во всем мире. При условии создания современной музейной инфраструктуры такие музейные кластеры могут привлекать ежегодно миллионные аудитории посетителей, в том числе за счет внутреннего и въездного туризма.

Стратегия формирования архитектурного ансамбля города Иркутска на современном этапе предполагает «ликвидацию» памятников крупной промышленности города. На месте крупных заводов ХХ века, в их зданиях открываются торговые и развлекательные центры. Стоит музеефицировать памятники промышленности в черте города до их полного исчезновения. Создание музея промышленности в подлинном здании завода, фабрики или промышленного объекта начала ХХ в. позволит сохранить для общества целостные промышленные комплексы как памятники технической мысли. Здание промышленного объекта станет главным экспонатом возникающего музея.

За рубежом существует уже немало музеев, возникших на основе музеефикации памятников промышленности. Еще в 1933 г. был создан Чикагский музей науки и индустрии, в котором, наряду с коллекционным, применялся ансамблевый метод показа памятников (например, угольной шахты). В 1987 г. в Нижнем Тагиле создается первый в России завод-музей; с этого момента происходит стремительное вовлечение индустриального наследия Свердловской области в орбиту музеефикации. Сегодня число музеефицированных памятников постоянно растет, среди них - находящиеся в разной степени подготовки к музейному показу заводы, рудники, карьеры, пристани и т.п. Медленно включаются в эту деятельность музеи других регионов, что нередко становится причиной гибели уникальных памятников промышленности.

Литература:
1. Шахеров В. П. Экономика сибирского дореформенного города (на материалах Байкальской Сибири): монография/ В. П. Шахеров. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2011.
2. Загоскин М. В. Иркутск и Иркутская губерния. Иркутск, 1870.
3. Романов Н. С. Летопись города Иркутска за 1881-1901 гг.
4. Иркутская область. 70 лет. Юбилейное издание. Стат. сб./ Иркутскстат, 2007.
5. Хроленок С. Ф. Золотопромышленность Сибири (1832-1917). - Иркутск, 1990.
6. Винокуров М. А., Суходолов А. П. Экономика Иркутской области. Т.2 - Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1999.
7. Иркутск в панораме веков: Очерки города. - Иркутск: Восточно-Сибирская издательская компания. 2002
8. Кудрявцев Ф. А., Вендрих Г. А. Иркутск. Очерки по истории города. - Иркутск, 1971.

Татьяна ШАФРАНСКАЯ, кандидат исторических наук, зав. сектором отдела истории Иркутского областного краеведческого музея
Доклад на конференции «Российская цивилизация: история, проблемы, перспективы»

http://kprf-irk.ru/region/1789-k-voprosu-o-sozdanii-v-g-irkutske-muzeya-promyshlennosti.html

музеи, культура, история, Иркутск

Previous post Next post
Up