«Теория устойчивого развития и вопросы глобальной и национальной безопасности (начала теории современного социализма)» - книга с таким названием недавно вышла в Иркутске. Её автор - доктор географических наук, профессор Байкальского государственного университета экономики и права Алексей Феликсович Никольский - является членом бюро областного комитета КПРФ. В школе партийных кадров при Иркутском горкоме КПРФ А.Ф. Никольский прочитал цикл лекций, в котором познакомил молодых коммунистов с основными выводами своих исследований.
Как подчеркнул Никольский во вступительном слове, Коммунистическая партия сегодня обязана заниматься не только текущей политической деятельностью, но и серьёзной теоретической работой. И современная теория социализма должна строиться в связи с концепцией устойчивого развития - разумеется, не в том вульгарном, буржуазно-либеральном её варианте, который известен сегодня.
Алексей Феликсович начал свою лекцию с перечисления глобальных проблем и угроз современности (рост нищеты, голода в странах «третьего мира», нехватка пресной воды, уничтожение лесов, угроза истощения минеральных ресурсов и др.) и привёл точку зрения на этот вопрос Римского клуба и других мировых империалистических структур. По их мнению, причина всех проблем - демографический взрыв, бурный рост населения. Отказавшись от роста населения, а также от промышленного роста, якобы можно эти проблемы решить.
На самом деле, отметил лектор, в рамках капиталистического общества экологические и другие глобальные проблемы не имеют решения: их порождает сама хищническая природа капитализма, при которой максимальная прибыль является единственной целью экономической деятельности человека. Рост населения в развивающихся странах действительно опережает их экономический рост, но связано это именно с тем, что эти страны являются сырьевыми придатками развитых капиталистических стран, находятся у них в долговой кабале. Если бы природная рента не шла в карман капиталу (прежде всего западному), экологические проблемы можно было бы решить.
Колоссальное неравенство между «развитыми» и «развивающимися» странами связано с неэквивалентным обменом: в рамках такого обмена одни страны (к ним сейчас относится и Россия) экспортируют сырьё и полуфабрикаты, а другие - конечную продукцию. Справедливая система международных связей подразумевает обмен продуктами равной степени переработки, при котором ни одна страна не «обкрадывает» другую. «Не в глобализации, а в регионализации общественного воспроизводства, в создании множества сотрудничающих друг с другом, но целостных воспроизводственных единиц - будущее человеческой экономики», - делает вывод Никольский.
Далее А.Ф. Никольский остановился на теоретических вопросах политической экономии, подчеркнув, что это учение о воспроизводстве общественного богатства, которое складывается из трёх видов капитала - экономического (предпринимательского), человеческого и природного. Стоимость (то есть полезность продукта) создаётся всеми тремя видами капитала, но при распределении в рамках капиталистического строя большая её часть присваивается капиталом экономическим.
Суть социализма заключается в справедливом распределении, то есть доля тех или иных видов капитала в доходе должна соответствовать их доле в производстве (в этом состоит суть знаменитой формулы «От каждого по способностям, каждому по труду»). Основные средства для этого - налоги, контроль за ценами и контроль за инвестициями. Если капитал «делится» с народом, направляя инвестиции не за рубеж, а в свою экономику и не взвинчивая, а снижая цены, то и налоги на него могут быть снижены. Но в существующем капиталистическом обществе налоги на капитал явно недостаточны ни для нормального восстановления человеческого капитала, ни для восстановления капитала природного.
Устойчивое же развитие - это именно такое развитие, которое обеспечивает расширенное воспроизводство и качественное совершенствование всех трёх видов капитала.
Следующая тема, которую поднял в своей лекции Алексей Феликсович - это закономерности смены общественных формаций, проанализированные на основе принципов исторического материализма (который, как неоднократно подчеркнул лектор, нельзя отождествлять с атеизмом). По сравнению с «классической» схемой он внёс в этот вопрос некоторые новшества.
Прежде всего, помимо первобытнообщинного строя, выделен «раннеобщинный», существовавший, например, на Древнем Востоке до рабовладения, а также в Древней Руси. Для этого строя характерно взаимодействие свободных производителей (община, не означающая, впрочем, полного социального равенства и отсутствия частной собственности) и формы прямого народовластия (к примеру, новгородское вече, аналоги которого существовали и в других областях Руси).
Рабовладельческий строй нельзя считать более прогрессивной формацией по отношению к раннеобщинному. Напротив, его появление можно считать деградацией (которая, впрочем, была вызвана объективными причинами - нехваткой земель в странах Древнего Востока, его опустыниванием и, как следствие, конфликтами между народами, в ходе которых побеждённые обращались в рабов). Это историческое падение продолжается и до сих пор, поскольку человечество ещё не вышло из эксплуататорской формации, включающей, помимо рабовладения, феодализм и капитализм.
В противовес антагонистическим, эксплуататорским формациям Никольский выделяет «общинный строй», к которому относятся первобытнообщинный и раннеобщинный этапы, «государственный социализм», «социалистическая демократия» и, наконец, высшая форма - «духовная цивилизация», отождествляемая с коммунизмом. Само слово «коммунизм» недвусмысленно указывает на общинный принцип. При общинном строе управление производится в интересах всех социальных групп, а не отдельных слоёв населения.
Именно развитие в рамках общинного строя является столбовой дорогой человечества, появление же эксплуататорских обществ следует рассматривать как отклонение от естественного пути развития.
Для государственного социализма (существовавшего, в частности, в СССР) характерна общественная собственность на средства производства как экономическая основа. Политической же его основой является власть коммунистической партии, сделавшей государство аппаратом реализации диктатуры народа. Несмотря на отсутствие полной социалистической демократии (внедрение которой в советское время было невозможно по объективным причинам - из-за враждебного окружения и необходимости мобилизационного рывка), КПСС реализовывала справедливое распределение благ и успешно решала государственные задачи России.
К концу советского периода советское общество достигло достаточного уровня развития для перехода к следующему этапу - социалистической демократии, но его насильственно столкнули обратно, в капитализм.
Основными признаками следующего исторического этапа, который нам только предстоит, - социалистической (или социальной) демократии, - являются:
- многопартийная система при правящей коммунистической партии, обеспечивающей контроль над государством «сверху» и его превращение из аппарата угнетения в аппарат построения социалистического, а затем и коммунистического общества;
- наличие органов прямого народовластия (народных советов), которые контролируют власть «снизу», влияют на принятие решений и могут отстранить от власти лидера любого уровня;
- реализация принципа социализма в распределении материальных благ («От каждого по способностям, каждому по труду»). Для этого необходимо восстановить престиж всех видов труда, а разница в доходах между 10% самых богатых и 10% самых бедных не должна превышать 5-7 раз (в современной России этот коэффициент составляет 18-20);
- реализация принципа коммунизма («От каждого по способностям, каждому по потребностям») в распределении части наиболее необходимых материальных благ: низкая плата за жильё, бесплатное образование (включая высшее) и здравоохранение, гарантированная занятость, что обеспечивает честный и творческий труд (вместо «толкания локтями») и уверенность в завтрашнем дне, от которой зависит и духовное развитие человека;
- плановая многоукладная экономика при главенстве общенародной собственности в базовых отраслях (природные ресурсы, переработка сырья, тяжёлая промышленность, градообразующие предприятия, энергетические и транспортные сети, банки, СМИ).
Социалистическая демократия создаёт предпосылки для перехода к высшей стадии общественного развития - коммунизму. Он воплощает материальное совершенство, которое, в свою очередь, является предпосылкой совершенства духовного (а значит, реализует те принципы, которые заложены в христианстве и других традиционных мировых религиях).
«Ни одна сторона национальной безопасности, - подчёркивает А.Ф. Никольский, - не может быть обеспечена без сохранения самобытности национальной культуры и национальной идеи». Нынешнее руководство страны выставляет в качестве подобной идеи - «успешную страну для успешных людей» (и мы знаем, кто эти люди)… Но подлинной национальной идеей России может быть только идея общины, где нет «высших» и «низших», «успешных» и «неудачников».
К сожалению, не все темы, поднятые в книге Никольского, ему удалось осветить в ходе лекций. В частности, важное место в книге уделяется территориально-производственным комплексам (ТПК), возникновение которых в рамках социалистической экономики вело к решению многих проблем: увеличивалось производство необходимой обществу продукции, она удешевлялась, накоплялись ресурсы для дальнейшего социалистического строительства.
Один из ярчайших примеров подобных комплексов - наш Ангарстрой, который, в случае полного воплощения замысла, мог стать основой создания в СССР общества изобилия. К сожалению, в результате «реформ» развитие Иркутской области было повёрнуто вспять… Но в будущем именно Ангарстрой призван стать флагманом возрождения отечественной экономики и величия России. В книге Никольского приведены конкретные «рецепты» экономического подъёма в нашем регионе, развития его ТПК.
Областной комитет КПРФ намерен разослать книгу А.Ф. Никольского по всем ведущим вузам России, а также по библиотекам Иркутской области. Эта книга, свободная от привычных штампов и написанная на высоком теоретическом уровне, может дать пищу для размышлений не только специалистам, но и всем гражданам, неравнодушным к судьбе России и человечества.
Павел ПЕТУХОВ
http://кпрф-иркутск.рф/2012/12/%d0%b2-%d1%88%d0%ba%d0%be%d0%bb%d0%b5-%d0%bf%d0%b0%d1%80%d1%82%d0%b8%d0%b9%d0%bd%d1%8b%d1%85-%d0%ba%d0%b0%d0%b4%d1%80%d0%be%d0%b2-%d1%83%d1%81%d1%82%d0%be%d0%b9%d1%87%d0%b8%d0%b2%d0%be%d0%b5-%d1%80-2/