После мартовских выборов внимание политизированной общественности в течение нескольких месяцев было приковано к так называемому делу «Pussy Riot». На всякий случай напомню, что группа девушек, представительниц так называемого «актуального искусства», накануне выборов проникла в московский храм Христа Спасителя и устроила там шоу под названием «панк-молебен», носившее якобы оппозиционный характер и направленное против Путина и всей нынешней власти. Исполнительницы были арестованы и обвинены в хулиганстве на почве религиозной ненависти. И вот 17 августа, наконец, оглашён приговор: трём девушкам дали по два года колонии общего режима.
Газеты и Интернет переполнены комментариями, от которых уже рябит в глазах. Одни защищают «пусек» (для краткости будем называть участниц акции так) и призывают их освободить, другие считают, что «мало дали» и за кощунство нужны более суровые меры наказания.
Удивительно, что вообще обсуждения идут в таких категориях, как «заслужили - не заслужили», адекватно ли наказание преступлению или не адекватно, достойны ли девушки снисхождения или не достойны… Казалось бы, давно пора привыкнуть, что режим сажает людей не «за что-либо», а «зачем-либо», преследуя ту или иную политическую цель. А досужие разговоры о «составе преступления» и о статьях УК только затемняют дело.
Зачем же «пуськам» дали по два года?
Для начала рассмотрим вопрос, кому и зачем была нужна их предвыборная акция. Кто от неё выиграл?
Ответ тут может быть только один: выиграл Путин. Своих выступлением «пуськи» откровенно дискредитировали оппозицию в глазах значительной части населения (как верующих, так и просто культурных людей) и вряд ли кого-то при этом к ней привлекли. Впрочем, не стоит преувеличивать значение их акции на фоне грандиозного спектакля под названием «белоленточная революция», который продолжался в России несколько месяцев и немало способствовал запугиванию избирателя. Видя на экранах Немцова и Ксению Собчак, изображающих «крутых оппозиционеров», простой обыватель рассуждал: уж лучше Путин, чем ЭТИ. И шёл голосовать за Путина, несмотря на то, что в избирательных бюллетенях никаких «оранжистов» не было (разве что Прохоров, заведомо не имевший шансов на победу).
И до сих пор кремлёвские пропагандисты навязывают эпитет «оппозиция» и даже «несистемная оппозиция» в отношении либералов, которые на самом деле являются неотъемлемой и важной частью системы(недаром нынешнюю власть называют «коллективным Чубайсом»). Тем самым бросается тень на настоящую, лево-патриотическую оппозицию, которая в массовом сознании начинает ассоциироваться с личностями наподобие упомянутых Немцова и Собчак.
Остаётся только поражаться наивности едва ли не большинства представителей нашей левой общественности, которые всерьёз убеждены, что акция «пусек» была направлена против путинского режима и будто бы так напугала власть, что она поспешила упрятать её участниц за решётку. На самом деле, безусловно, эта акция была частью предвыборной кампании Путина.
Понимали ли сами девушки свою роль, или их использовали «втёмную» - вопрос не столь важный. Недавно появилась информация, что группа регистрирует товарный знак «Pussy Riot» и может заработать на этом до 2 миллионов долларов. Два года за решёткой за два миллиона? Не знаю… Но если они не осознавали, какой политический эффект даст «оппозиционное» хулиганство в храме, это не делает чести их умственным способностям. Но дело не в них.
Интересен также вопрос, насколько реально было незаметно проникнуть в главный храм страны группе сомнительных личностей и подготовить акцию без поддержки влиятельных структур. Это же не просто приходская церковь, а важный, фактически правительственный объект…
***
Так или иначе, «арт-акция» состоялась и дала выгодный Кремлю пропагандистский эффект. Но дело на этом не кончилось, «пусси-истерия» стала набирать всё большие обороты.
Либеральная интеллигенция выступила с обращением в поддержку группы: «Мы считаем, что действия Pussy Riot не являются уголовным преступлением. Девушки никого не убили, не ограбили, не совершали насилия, не уничтожали и не похищали чужого имущества. Россия - светское государство, и никакие антиклерикальные действия, если они не подпадают под статьи УК, не могут быть причиной уголовного преследования».
С первого взгляда на фамилии «подписантов» бросается в глаза, что большинство из них известны своим оголтелым антикоммунизмом и поддержкой Ельцина в 90-е годы. Среди них мы видим Олега Басилашвили, Алексея Германа, Лию Ахеджакову, Михаила Жванецкого, Виктора Шендеровича, Юлия Гусмана и других известных ельцинистов, призывавших «раздавить гадину» (то есть Советскую власть) в 1993 году и участвовавших на стороне режима в беспрецедентной по грязи выборной кампании 1996-го. (Как в этой компании оказался молодой писатель-патриот Сергей Шаргунов, остаётся только гадать). Теперь, значит, эти деятели «осуждают режим»… У них такая репутация в обществе, что режим за это «осуждение» наверняка говорит им большое «спасибо».
Небезызвестный Марат Гельман прокомментировал ситуацию так: «девочки из Пусси Рает показали, как артисты побеждают тупую силу государства, со всеми ее полициями, прокуратурами, тюрьмами».
Отметим только, что до сих пор эта «тупая сила государства» использовалась в основном для защиты таких, как Гельман (вообще, в России сложно найти более обласканного Кремлём и чиновниками всех уровней «деятеля культуры»), и преследовала исключительно левых радикалов и национал-патриотов. Для русофобов и хулиганов всех мастей нынешняя власть создала абсолютно тепличные условия, и в этом отношении приговор «Pussy Riot» действительно уникален. Совсем недавно арт-группе «Война» (из которой и вышли «пуськи») присудили Государственную премию (!) за изображение полового органа на Литейном мосту в Петербурге…
Лидеры «ПарНаСа» (Б. Немцов, В. Рыжков и М. Касьянов) потребовали «прекращения этого политически мотивированного судебного произвола и немедленного освобождения подсудимых». Раскритиковал процесс Михаил Горбачёв.
Не остался в стороне и Запад. За освобождение девушек выступили Пол Маккартни, Мадонна, Стинг и многие другие западные знаменитости, не говоря уже об официальных лицах. Не будем вслед за М. Задорновым говорить о «тупых американцах»: Запад своё дело знает и ходы просчитывает. В своё время вице-президент США Байден высказался в том смысле, что США, мол, против третьего срока Путина. Разумеется, рейтинг Путина тут же пополз вверх, и третий срок стал реальностью. И вряд ли американцы рассчитывали на какой-то другой эффект: они прекрасно понимают, что антизападные настроения в России сильны и реакция на высказывания западных лидеров может быть только отрицательной.
Этот эффект использовал Братец Кролик в известной сказке, убедив Братца Лиса, что для него нет ничего страшнее, чем попасть в терновый куст. В итоге Братец Лис туда его и бросает - и оказывается облапошенным. Совсем как наш патриотический избиратель, из антизападных побуждений проголосовавший за Путина и получивший в награду базу НАТО в Ульяновске и вхождение в ВТО (то есть ускоренную деградацию всей нашей экономики, кроме сырьевого сектора).
Вот и сейчас Запад своим вмешательством, естественно, порождает в России ответную реакцию: «Ах, вы нашего Путина критикуете, а мы в ответ теснее сплотимся вокруг нашего национального лидера!»
В пику либералам патриотически настроенные деятели культуры, среди которых писатели Валентин Распутин, Владимир Крупин, Владимир Личутин и ряд других, выступили со своим обращением: «Оправдывать религиозное кощунство, бесцеремонно обеливать преступных экстремисток, сознательно и целенаправленно совершивших заранее подготовленный акт надругательства над духовной святыней русского Православия и русского народа, могут только циничные деятели бескультурья, не имеющие за душой ни любви к России, ни уважения к ее тысячелетней истории».
Понимая возмущение патриотической интеллигенции, всё же приходится признать, что политический смысл происходящего остался ею не понят точно так же, как и искренними защитниками «пусек».
Итак, в чём же этот смысл? Почему дело набирает обороты? Почему «пусек» не освободят и не замнут конфликт?
***
Сделаем небольшое теоретическое отступление.
Самая устойчивая политическая система при капиталистическом строе - двухпартийная, недаром она действует в более или менее чистом виде во всех основных странах Запада. Население приучено к тому, что за кого бы оно ни голосовало - реальные шансы на приход к власти имеют только две партии. Как правило, эти партии мало чем друг от друга отличаются и проводят примерно одну и ту же политику в интересах крупного капитала. И если в Западной Европе они хотя бы формально делятся на «левые» и «правые», то в США даже к такой мимикрии не прибегают: там у власти чередуются Республиканская и Демократическая партии, то есть уже в их названиях подчёркивается, что они придерживаются одного и того же политического направления и различаются только в незначительных деталях (скажем, в вопросах о смертной казни, абортах или однополых браках).
Двухпартийная система успешно внедряется и в других уголках земного шара. Самый близкий для нас пример - Украина, где как раз надвигаются парламентские выборы. Для участия в них олигархическая элита создала две мега-партии - во главе с президентом Януковичем и «главной оппозиционеркой» Тимошенко соответственно. Чем эти партии друг от друга отличаются в отношении социально-экономической программы, едва ли кто-то сможет объяснить. Единственное различие в том, что «Партия Регионов» опирается на русскоязычное население юго-востока Украины, а «Батькивщина» - на украиноязычных жителей центральных и западных областей страны. Соответственно, нынешняя власть для повышения своей популярности приняла куцый закон «о региональных языках», несколько поднявший статус русского, а «оппозиция» агрессивно выступила против этого закона.
Ясно, что мы имеем дела с классической «борьбой нанайских мальчиков»: в противоположность крыловским петуху и кукушке, украинские политики не хвалят друг друга, а ругают, но добиваются того же эффекта: у электората складывается представление, что никаких других сил, кроме сторонников Януковича и Тимошенко, на Украине вообще нет, и надо выбирать «меньшее из двух зол». Собственно, эта технология была применена ещё в ходе «оранжевой революции» в 2004 году, когда людям навязали выбор между двумя ставленниками олигархии, двумя кучмовскими премьер-министрами - Ющенко и Януковичем. (Впрочем, в последнее время она даёт сбои: по данным опросов, всё больше жителей Украины готовы проголосовать за Компартию).
Подобную же двухпартийную систему «кремлёвские мудрецы» пытаются придумать и для России. Об этом говорил ещё Ельцин в 1995 году, но первые шаги к формированию этой системы были сделаны при Путине: на роль «запасной партии власти» стала претендовать «Справедливая Россия». Однако создавать систему по классическому для Европы «лево-правому» сценарию идеологи правящей элиты сочли опасным. Допустим, рассуждали они, «Единая Россия» окончательно потеряет популярность, и её нельзя будет спасти уже никакими фальсификациями. К власти придётся допустить «эсеров». Естественно, их политика от «единороссовской» ничем отличаться не будет, а значит, народ в них скоро разочаруется и начнёт требовать подлинных социалистических преобразований. А это напрямую привело бы к росту «коммунистической угрозы» (то есть угрозы для олигархических карманов). Нет, такой вариант слишком непредсказуем.
Нужно, чтобы две «партии власти» могли чередоваться у руля бесконечно, обеспечивая, с одной стороны, неприкосновенность собственности олигархов, а с другой - нескончаемое шоу для простого народа. Примерно как на Украине. Но тамошним планировщикам помогли сами история с географией: половина украинцев говорит по-украински, а вторая половина - по-русски, и надо просто играть на этом противоречии. А как быть с Россией?
И вот теперь, похоже, они нашли, наконец, «золотую жилу». Это - взаимоотношения общества и Русской православной церкви. Большинство (около 2/3) населения России относит себя к православным, хотя значительная часть из них не являются действительно верующими, а воспринимает Православие просто как часть национальной культуры, дань памяти предков и т.п. Церковь регулярно посещают - и того меньше. Но, так или иначе, большая часть нашего общества ассоциирует себя с православными ценностями и угрозу этим ценностям воспринимает как угрозу для себя.
С другой стороны, у части общества сильны и «антиклерикальные» настроения, которые, кстати, подогреваются во многом искусственно. Вспомним хотя бы историю с якобы планировавшимся введением «Закона Божьего» в школах, который на практике оказался совершенно нейтральными «Основами религиозной культуры и светской этики». Зато сколько было шума: дескать, нарушается принцип светского государства!.. В апреле нынешнего года все, забыв о реальных проблемах (например, о вступлении в ВТО и о базе НАТО на Волге), бросились обсуждать историю с «часами Патриарха». Ну и так далее.
Одним словом, экспериментальным путём было установлено, что с помощью информационных вбросов на религиозную и околоцерковную тему можно эффективно управлять общественным мнением, отвлекая его от действительно важных тем.
И, вероятно, в головах кремлёвских кукловодов созрела мысль, что устойчивую двухпартийную систему можно построить именно на противоречии между «традиционными православными ценностями», с одной стороны, и «антиклерикализмом», с другой. С одной стороны - «как бы консерваторы» (пишу это слово в кавычках, потому что никакого содержания оно в себе вообще не несёт; «консерватор» - это тот, кто «сохраняет», а сохранять можно всё что угодно), с другой - либералы. Недаром вся либеральная общественность, от Прохорова до Навального, активно впряглась за «Pussy Riot». Для них это беспроигрышный вариант: социально-экономические проблемы можно не поднимать (иначе окажется, что от нынешней власти они ничем не отличаются), а популярность при этом зарабатывать.
Самое же опасное, что обе эти формирующиеся мега-партии, «консервативная» и либеральная, активно втягивают в себя разные группы левых и патриотов, то есть тех, кто действительно искренне борется против существующего строя. Одним «меньшим злом» кажутся либералы, другим - «консерваторы», но смысл от этого не меняется: лево-патриотические силы дробятся и начинают плестись в хвосте одинаково чуждых им олигархических сил.
***
Ещё весной нынешнего года Центральный райком КПРФ города Санкт-Петербурга в своём постановлении дал блестящий анализ ситуации. Констатировав, что в либеральных СМИ, как якобы «оппозиционных», так и заведомо подконтрольных власти, развернулась целенаправленная кампания по дискредитации Православной церкви, авторы постановления отмечают:
«В этой связи не вызывает сомнений, что “антицерковная кампания” спланирована и проводится самим режимом со следующими целями:
1) Оторвать и противопоставить протестно настроенную активную часть общества его основной массе. Вызвать у основной массы населения реакцию отторжения в отношении противников режима.
2) Ввести активность этой протестно настроенной части общества в русло, подконтрольное кремлёвским либеральным политтехнологам.
3) Расколоть массы трудящихся искусственным, надуманным конфликтом между атеистами и верующими и, тем самым, отвлечь их внимание от действительно важных общих проблем, таких как новое наступление правительства на социальные права граждан, предстоящий рост цен, разрушение отечественного производства, системы образования и здравоохранения, вступление в ВТО, создание на территории России перевалочной базы НАТО.
4) По возможности втянуть в скандал коммунистов, дискредитировать их в глазах населения участием в кампании на одной стороне с либералами, русофобами, половыми извращенцами и т.п. силами».
Добавить, пожалуй, нечего. Дальнейшие события подтвердили правоту питерских коммунистов: именно по левым силам пришёлся основной удар кампании по раскрутке «дела пусек».
Среди коммунистов есть и православные, и верующие других традиционных конфессий, и атеисты разной степени радикальности. Всех этих людей, совершенно разных, объединяет главная цель - борьба за коренное переустройство общества на принципах социализма, то есть общественной собственности на средства производства и вытекающего из неё социального равенства. Собственно, в этом и заключается коммунистическая идея, если её очистить от второстепенных и исторически случайных признаков.
И вот сейчас коммунистов (и шире - лево-патриотические силы) пытаются разделить и противопоставить по второстепенному для них признаку - отношению к религии и Церкви.
Что же касается членов «партии власти», то им, похоже, безразлично, кого защищать, кого преследовать и какие ценности отстаивать. Поступила команда проголосовать за вступление в ВТО - и даже самые «патриотичные» единороссы дружно за это проголосовали. Поступит команда стать «защитниками православия» - станут (и будут под «православным» знаменем отстаивать капитализм, который с христианскими принципами, вообще-то, никак не совместим). Или, наоборот, станут воинствующими атеистами. Главное - всегда оставаться при власти.
Но хоть в «православно-традиционалистском», хоть в «антиклерикальном» обличье партия олигархов и коррумпированной бюрократии останется таковой, а политика разграбления природных ресурсов и уничтожения российской государственности будет продолжаться.
Единственный способ противостоять этому - не позволять собой манипулировать, не позволять раскалывать патриотов по линии религиозных и культурных противоречий. Помнить о том, что без решения ключевого вопроса - вопроса о собственности - все остальные вопросы решить невозможно в принципе. Нельзя защитить национальную культуру и нравственные ценности, если они выброшены на рынок и являются предметом купли-продажи. Не может быть подлинно национальной формы без национального социально-экономического содержания, а этим содержанием, базисом как раз и является общенародная собственность на средства производства, то есть социализм.
Власть хочет, чтобы мы вернулись в 1996 год с его принципом «голосуй сердцем». Расчёт делается на эмоции, будь то оскорблённое религиозное чувство у одних или жалость к «бедным девушкам» у других. Мы же должны опираться на разум.
Павел Петухов, член бюро Иркутского ГК КПРФ