Фасады

Nov 08, 2020 23:34

Я смотрю “Простую историю” Дэвида Линча.

Прекрасный фильм, в котором прекрасно всё. Вот она поэзия американского ландшафта: бесконечные кукурузные, пшеничные поля, комбайны, идущие по земле. Они работают на рассвете и закате, пашут в божественном свете Америки. Во время проездов героя на газонокосилке я вижу аккуратно выстреженные, засеянные земли, а ухоженные долины на реке Миссисипи годятся для красивых открыток и календарей. Остаётся только позавидовать, хотя в нескольких шагах от моего деревенского дома раскинулось огромное поле с овсом, его высокие колосья ровно стоят в сухой день и великолепными волнами гуляют в ветренный и дождливый. В своё время приедут старые, разбитые машины и урожай будет собран. Однако ситуация со многими другими полями в стране не такая, десятки или сотни стоят брошенными, во снах видя километровые грядки картофеля, капусты, той же кукурузы, видя толпы сажающих и обрабатывающих землю советских людей.

Такие простаивающие “плантации”, например, в Лыткарино, в пойме Москва-реки - там лоснится, скручивается и горит на солнце сорняк, рипей, а в дождливый день из окна близлежащего дома на вершине видишь только грязное мессиво. Другие земли умирают от химического возделывания китайцами или нашими же, русскими. Потому и можно позавидовать ярким, цветным кадрам большого национального художника Дэвида (словно взятым из советского кино, впрочем советские фильмы о торжестве пахоты в основном чёрно-белые). Плачевное состояние наших великих простор, полей, лесов и рек (где так вольно дышит человек), весь этот богатейший земной ресурс, на процентов восемьдесят переставший быть предметом гордости и источником кормления народа, раздражает заграничный мир (впрочем, знание о сложном климате может немного успокаивает). И кажется - отдайте поля им, с их комбайнами, их отношением к земле, труду, человеку. Отдай работящим американским фермерам (каждый из которых, как говорят их билборды на дорогах, кормит по 75 человек) или сдай в аренду, чтобы они часть урожая брали себе, а часть отдавали нам, хозяевам, владельцам. Если не можешь сам поднять сельское хозяйство, впусти на поля тех, кто из поколения в поколение предан земле, сеет и жнёт, привнося вклад в экономику страны. Владимир Владимирович, поймите патриотизм шире, простите за санкции, заключите умное прогрессивное соглашение, начните большой возрожденческий проект, эколого-селько-гуманистический, с компьютерно-спутниковым контролем...



К таким мыслям располагают залитые солнцем, красивые фасады “Простой истории”, встык с которыми в памяти встают серые, трагичные кадры “Чужой земли” уже нашего национального художника Михалкова. Но не стоит верить фасадам. Уже сам Линч в книге “Комната снов” разочарованно говорит о них: как на этих самых роскошных полях выращивают ГМО, генно-модифицированную кукурузу и соевые бобы. “Даже если фермер-сосед не желает выращивать такие семена, их может заносить к нему ветром с соседнего участка, и если такое происходит, “Monsanto” преследует беднягу в судебном порядке, обвиняя его в краже и нарушении патентных прав. Они натравливают фермеров друг на друга, так что добрососедские отношения тоже давно в прошлом”. Праправнуки далёких иммигрантов, получивших в 1862 году обширные участи для свободного заселения, уже тогда, 20 лет назад, когда снимался этот изящный, переполненный эмоциями фильм, воевали за обретения предков c банками и крупными корпорациями (“Моnsanto” одна из них), их скупали под железные дороги и автомагистрали, жилые комплексы и гольф-клубы. В первом веке существования Америки поселенцы считали, что могут бесплатно брать земли, если хотят на ней оставаться, обрабатывать её - и они брали. Спустя три века их потомкам предложили за это деньги, не только за землю, но и за память, за пот и кровь предков, удобрящих ею почву от заката до рассвета. Тот, кто не сдался тогда, выжил, сегодня - неприступная крепость, мафия. Это хорошо показано в сериале “Йеллоустоун”. Что таится за фасадами живописных долин, где мирно пасутся быки.

Нет, Америке не нужны алтайские, дальневосточные земли и земли центральной России, этого добра, более плодородного, у них достаточно; исторически не способные, даже сейчас, сдержать перепроизводство сельхозпродукции, они не нуждаются в ещё одном огурчике с нашей земли. И конечно никакие американские фермеры к нам не поедут, в отличие от китайев, у которых никогда не было своей земли, а сдаваемая в аренду от государства сокращается год от год, урбанизация, не прожёвывая, cъедает и без того немногочисленные пашни. Китайцы уже здесь, более 300 гектаров на Дальнем Востоке обрабатывается ими, без всяких государственных программ, каких-то очередных невыполнимых стратегий развития. В одном Приморье различные китайские и корейские группы и компании борются за контроль полей и мелиоративных систем, заливных каналов. Нам об этом не говорят, но и не создают красочных фасадов, в том числе, средствами кино. Я не знаю ни одного государственного заказняка про “прекрасную жизнь” Благовещенска, Хабаровска, Магадана, Курильских островов. Этого огромного ломтя страны нет ни в новостях, ни на телевизионных, ни на киноэкранах. Ни ломтя, ни ломтика. Не появляется у нас герой, который медленно летит на своём (или арендованном) самолётике (или вертолёте) через всю страну к брату, сестре, сыну… А ведь полёт над Россией - самое лучшее решение для демонстрации фасадного величия.
Previous post Next post
Up