Rocky Road, часть 4

Nov 03, 2021 17:15


Долгий выдался перерыв - виной тому и загруз на работе, и внезапная победа на выборах на Драйв2, спровоцировавшая меня раскрыть подробности секретного проекта. Однако волевым усилием мы возвращаем повествование в прежнее русло.

Во второй день нашего путешествия мы вновь возвращаемся в Лодейное. Отсюда стартует наша пешая экспедиция к дикому побережью Баренцева моря и нескольким природным достопримечательностям.

Поселение оказывается гораздо более живым, нежели сама историческая Териберка - здесь есть и действующая школа, и жилые, не похожие на призраков дома. Закупаемся лёгким перекусом в дорогу и покидаем цивилизацию.

Словно страж границы между человеческим миром и тундрой, дремлет в деревянной каморке огромный пёс. Местный цербер не страдает от избытка голов или интереса: флегматично проводив отряд взглядом, он не удостаивает нас даже ворчливого “вуф-вуф”.





Мы идём по размокшей тропе, а вокруг нас расстилается золотисто-рыжее море местной невысокой растительности. Грязно-розовые стены Лодейного остались далеко позади. Облака серым пологом затянули небосвод, но нам везёт с погодой - Роб Маккенна на своём фургончике путешествует где-то далеко от нас, а дующий с моря ветер на удивление ласков. Природа старается полной грудью вдохнуть последние деньки уходящей тёплой осени.



Скоро болотистую местность сменяет каменное поле. Здесь пасутся как небольшие щебенята, так и весьма увесистые булыжники. Интересно, как они здесь оказались? Обронил ли их проходивший мимо ледник, или это пыль от более древних геологических процессов?



Через несколько минут мы оказываемся на необычном пляже - пляже драконьих яиц. Своё название он получил из-за колоссальных размеров гальки, которой усыпан.



Оторопь берёт от одной мысли, какие силы и сколько лет перекатывали огромные камни так, что сгладились острые края и грани! Среди множества глыб и правда встречаются такие, что напоминают кладку сказочного ящера.



Однако надо быть начеку, ведь меж камней можно напороться и на творения рук человеческих.



Этот моток колючей проволоки ржавеет здесь уже более 80 лет. Эхо войны, которая добралась даже сюда, на край света. Удивительно хорошо сохранилась для тонкой нитки стали на морском побережье - если бы гнилобаны делали из такой, век их был бы дольше. Впрочем, возможно даже солёный морской ветер и брызги менее разрушительны для железа, чем городские реагенты.



Хищные серые волны жадно облизывают скалистый берег, унося с собой всё, что оказывается в их власти. Вдалеке, на горизонте, едва различимой фигуркой на вершине сопки торчит маяк, мимо которого мы вчера проходили на корабле.



От неспокойного моря трудно оторвать взгляд, но наш путь лежит дальше, вверх по достаточно крутому склону. Подъём оказывается легче, чем может показаться, и вот перед нами открывается совершенно потрясающий вид: гладь горного озера, небольшая бухта и обрамляющие её скалы. По тропе, словно паломники, бредут такие же, как и мы, странники.



Огибаем озеро и видим ещё более захватывающее зрелище - настоящий горный водопад! Избытки пресной влаги переполняют каменную чашу и низвергаются вниз бурным потоком, петляющим между скалами, пока не растворятся в терпких объятиях солёного моря.



Наверное, это одна из самых коротких рек в мире. Интересно, есть ли у неё имя? Так или иначе, нам предстоит её пересечь.



Хоть местность и отлично подходит для сказочных троллей, моста здесь днём с огнём не сыщешь - приходится прыгать по скользким влажным камням. Холодная озёрная вода слева выглядит не очень привлекательно, но пропасть справа манит ещё меньше, поэтому мы очень оперативно и собрано форсируем безымянную речку.



Отсюда на раскинувшийся внизу каньон открывается особенно удачный ракурс. Как, впрочем, и на всю бухту. Дух захватывает от этого природного фундаментализма! Ощущение собственной ничтожности и скоротечности полностью вытесняется чистым восторгом величия стихий и гордостью к пусть крохотной, но сопричастности: ведь все мы, от бактерии до кита, от крошечной песчинки до континента, дети нашей бесконечно прекрасной планеты!





Розовые скалы причудливой формы оказываются богаты на поросшие мхом ущелья. В трещинах древнего камня вполне могут скрываться тайные ходы, ведущие в заброшенные подземные храмы змеиного народа, обитавшего здесь миллионы лет назад, когда земля была теплее. Или, возможно, это руины подводного города звёздных отродий, оказавшиеся на берегу из-за движения тектонических плит?



Покидать волшебное место не хочется, но нам пора назад. Многочисленные впадины вдоль побережья наполнены дождевой водой. Сюда волны не добираются, и каменные плиты имеют порой настолько ровную форму, что кажутся рукотворными.





Мы наблюдаем странную картину: пожилая женщина бродит по пустоши и с неистовым остервенением рушит туры - безобидные башенки из гальки, которые туристы оставляют на память. Она видит в них языческий символ, оскверняющий Бога, и не первый год посвящает весь свой досуг войне с каменными пирамидками. Борьба неравная - на один разрушенный тур приходится десять возведённых, но старуха не отчаивается. Глядя на неё, я вспоминаю Калигулу - сумасшедшего императора, объявившего войну Посейдону и приказавшего солдатам швырять в море копья.



И правда, в шелесте волн словно слышится приглушенный смех.

Оставив Дон Кихота 21го века и дальше воевать с кучками щебня, мы возвращаемся в Лодейное. На его задворках расположены гаражи и разная техника - мотоциклы, снегоходы, старые автомобили. И даже здесь я нахожу необычный, редкий в наших краях рыдван.



Это ржавая малютка - Фиат 900 L, с большой долей вероятности - ровесник Кугуара. Что занесло тебя в этот суровый край, дитя солнечной Италии? Чаял ли ты, что найдёшь свой конец не среди виноградных лоз, а за полярным кругом?

Перед тем, как покинуть Лодейное, мы обязательно должны посетить ещё одно примечательное место: кладбище деревянных кораблей.



Ржавые остовы с остатками древесной плоти торчат из воды вокруг небольшого полуострова, соединённого с сушей узкой насыпью. Поднимаемся на неё и внезапно осознаём, что стоим не на земле, а на засыпанной песком и щебнем деревянной палубе.



Весь полуостров - огромная вытянутая баржа, которую засыпали грунтом, чтобы она стала последней пристанью для более мелких деревянных судёнышек.



Да и земля под ногами совершенно не то, чем кажется: это переплетение тысячи позеленевших от времени сетей и неводов, обломки железных костей, рассыпающаяся в руках щепка.





Время и шторма искалечили морских старцев до неузнаваемости - в руинах едва угадываются малые рыболовецкие траулеры, на которых в во времена Великой Отечественной рискуя своей жизнью выходили на промысел местные жители. Этим бедолагам 30х годов постройки без малого сто лет, но им нет места в музее. Они догнивают свой век, безвестные и забытые. Лишь бестолковые туристы тревожат их прах.





Смотря на оплетённые водорослями кили и торчащие из воды мачты я вновь переношусь в мир детских книг, на Остров Погибших Кораблей. В детстве я часто любил играть, представляя себе декорации этого романа, а спустя двадцать с лишним лет увидел их воочию. Внутренний ребёнок во мне ликует!



Назад, в Териберку, мы возвращаемся пешком. Отлив снова обнажил прибрежную часть морского дна, и мы идём по мягкому песку и осматриваем то, что оставили волны.



В крошечном каменном бассейне я замечаю ржавую такелажную скобу. Может быть, это снасть с тех самых деревянных траулеров - или обломок затонувшего во время шторма… Море хранит свои секреты. Удивительно, но подобные находки так органично вписываются в контекст окружающего пейзажа, что не кажутся инородным элементом.

В гостинице нас ждёт ещё одна потрясающая лекция о природе мироздания. Катя и Дима вновь делятся с нами самыми последними тайнами Вселенной, которые успело приоткрыть человечество.

Это наша последняя ночь в Териберке. Несмотря на то, что это точно не то место, где я хотел бы жить, она навсегда осталась в моих воспоминаниях как место, где я был рад побывать. Однако это лишь середина нашего путешествия по Кольскому полуострову, и впереди нас ждёт ещё много всего интересного.

Путешествия

Previous post Next post
Up