Один из чудесных моментов в ремонте гнилобана заключается в том, что отчаявшись доделать что-то одно, всегда можно лечь на пол и рыдать отложить и заняться чем-то другим. С учётом состояния автомобиля, можно закрыть глаза и взять с полки случайный кусок. Если он не рассыпется в руках, значит его можно попробовать восстановить.
Мотор дворников Кота, с одной стороны, выглядел не сильно лучше остальной машины, но с другой стороны вполне исправно работал. Иногда не выключался, но зато если работал, то буквально сдирал задубевшими щетками стружку с лобового стекла.
Я терзался сомнениями, стоит ли его вообще трогать, или достаточно просто отмыть и положить на полку исходя из священного принципа механиков "Работает - не трогай", но так как механик я не настоящий, а что у него внутри было интересно, я решил заглянуть внутрь одним глазком.
Хорошо, что у меня есть второй глаз, потому что первый после этого вытек.
Я не понимаю, как мотор, находящийся в верхней точке моторного щита может настолько сгнить изнутри. Но ещё удивительней то, что он в таком состоянии работал как ни в чём не бывало. Я так понимаю, благодаря размерам и мощности (по габаритам он со стартер современного авто) он просто перемалывал отваливающуюся хлопьями ржавчину.
Глядя на этот электромотор, для которого даже смерть не являлось преградой, я придумал слоган, как нельзя лучше подходящий для него и остального кугуара.
Несмотря на удручающее состояние мотора, его активная жизненная позиция вызывала уважение. Поэтому я решил перетряхнуть его.
Перво-наперво я извлёк и вымыл в обезжирке ротор. Он оказался не так плох.
Вслед за ним разобрал редуктор и вымыл из него тонну старой засохшей смазки
Шестерни оказались очень бодрыми, без следов износа - и замены не требовали.
Мелкий крепёж поржавел снаружи, но в целом сохранился неплохо. Резина на сайлентблоках задубела, деформировалась и впитала в себя такое количество грязи, что стала коричневато-серой. Уродливо скомканный поводок массы тоже видел лучшие дни.
Магниты крайне затрудняли извлечение из корпуса ржавчины.
Кривошип живой, просто грязный.
Тоже самое можно сказать и про эти детали.
Чашка крепления к кузову в очень ржавая и грязная. Некогда была оцинкована, но покрытие сохранилось только в нескольких местах. Виброгасящая резинка, к сожалению, мертва - нужно будет придумать, из чего можно сделать новую.
Вооружимся силитом, щётками, терпением - и постараемся вернуть к жизни этот трижды никому не нужный моторчик!
Спустя сутки после вымачивания в силите корпус практически полностью очищается от ржави. Но вот незадача - начинает покрываться коричневой плёнкой буквально на глазах, несмотря на промыку обезжиркой и вдшку. Ну ладно, к ней мы ещё вернёмся!
Чашка после силитовых ванн словно сбросила десяток лет!
Ещё круче силит подействовал на сайлентблоки.
Они не только стали мягкими, эластичными и упругими после силита, но после обработкой WD-40 подразбухли и стали вообще как вчера выпущенные. Кстати, обратите внимание на забавный эффект - серая пластиковая пластинка после вымачивания в силите поменяла цвет на насыщенный синий и стала выглядеть даже круче прежнего, словно закаленный металл. Поводок массы тоже очистился, но, к сожалению, силит лишь помог обнажить его убогость. Поэтому он был выпрямлен, образмерен и отправлен на свалку истории, а вместо него при помощи лазерного станка был изготовлен новый.
Крепёж, втулки сайлентблоков и пружинку я после очистки замеднил (про это чуть позже расскажу отдельно)
Впечатленный успехами силита, я решил очистить им и кривошип.
Опытные люди: Не чисти силитом ничего алюминиевого!
Паша: всё равно чистит.
Силит: заливает всю комнату, всю квартиру, всю Москву пеной.
Паша:
В общем, из-за своих химических свойств люминь настолько активно и бурно вступает в реакцию, что буквально закипает, а поверхность начинает покрываться тёмным налётом и поджираться. Пришлось экстренно извлекать его из остатков силита и чистить традиционным методом.
Корпус редуктора я тоже чистил щётками и подручными средствами, которые могли подлезть в труднодоступные места, коих было крайне много. Алюминий окислился, покрылся белым налётом, а в многочисленных впадинах было изрядно засохшей маслянистой грязи. У меня ушла уйма времени на то, чтобы привести его в приличный вид, но вышло неплохо.
Пластиковые крышки после мытья стали выглядеть получше.
Я всё гадал, почему на мотор дворников идёт ажно две фишки по три провода. Мотор двухскоростной, одна фишка питающая, идёт на заднюю крышку - здесь всё понятно, она подаёт плюс на одну или две щётки. Но зачем там ещё одна фишка на крышке редуктора?
Оказывается, под ней скрывается вот такая конструкция из качалки, замыкающей и размыкающей контакты. Поразмыслив с товарищем, мы поняли её предназначение - это... доводчик дворников!
Безмозглый моторчик, конечно же, не имеет никаких датчиков или контроллеров для того, чтобы отследить положение дворников в момент их выключения. Но Инженеры ФоМоКо решили эту проблему остроумным способом.Одна из шестерней в редукторе соединяется с этой качалкой. Она устроена таким образом, что во всех положениях дворников, кроме нижнего, замыкает питающие дорожки, и если вы выключите дворники в момент их взамаха они всё равно опустятся вниз, качалка встанет ровно, контакты разомнкутся и только тогда мотор выключиться. Не знаю почему, но я прямо радуюсь, когда чисто электронные в современном мире функции в прошлом были реализованы чисто механически, подчас неожиданно и даже элегантно. Американский автопром изобилует такими решениями - пусть не все из них прижились, а многие опередили время, очень круто, что люди находили способы реализовать подобные идеи в середине прошлого века, при помощи имеющихся средств.
Но вернёмся к крышкам. Как видно на фотографиях выше, они имели несколько дефетов. Но не бывает неустранимых повреждений, бывает мало клея и соды!
У этой крышки я восстановил бортик.
Круглая имела обгрызенный край.
Новое резиновое кольцо для корпуса мотора я подобрал без проблем, а вот прокладка под крышку редуктора была очень хитрой формы. К сожалению, она рассыпалась в пыль, поэтому шаблон пришлось делать из толстого медного провода.
По нему я из куска масло-бензостойкой резины вырезал новое уплотнение.
Количество очищенных от грязи и хтонического ужаса элементов моторчика росло с каждым днём.
Когда, наконец, оно достигло критической отметки, я отправился в мастерскую. Там мы, предварительно закры магниты крышкой, слегка обдули копус и крышку мелким купером для лучшей адгезии - и закатали в полиуретановую краску.
Пришло время финальной сборки! Добавив в редуктор свежей смазки и добавив на свежие резиновые прокладки немного герметика, сверяемся с мануалом и соединяем кучку разрозненных деталей в единое целое.
Финальный штрих - наклейка, которую я придумал для этого моторчика в процессе ремонта.
Из-за положения моторчика маловероятно, что кто-то кроме меня (и читающих эти строки) будет знать о ней, но мне греет душу сам факт её существования.
Теперь есть хотя бы один полностью законченный кусочек кугуара, который отправится на полку - ждать своего часа. Мне было приятно вернуть этому грязному и ржавому куску форда если не новый, то хотя бы приятный глазу вид. Спасибо за внимание, оставайтесь с нами.
UPD: Коля Дихтяренко подогнал более благородную версию лого из поста: