Адочка немного например

Jan 07, 2018 22:29


Ну что, камрады и камрадини, категорически поздравляю всех с прошедшими и текущими праздниками. Можно было подумать, что тема подзаглохла из-за того, что команда "Гнилобан" ушла на каникулы - как бы ни так. Всё это время не вылазили из мастерской. Ниже будет охренительнейшая история с подробностями. Скандалы, интриги, расследования, жесть, гуро и прочие хэштеги для отпугивания слабонервных беременных школьниц. Ну а для всех прочих я начинаю травить прохладную.



Новый год, простите за каламбур, не задался ещё в конце старого, когда в одну из последних ночей оного на финальном этапе очистки рамы наш компрессор вместо сжатого воздуха решил гнать масло через вал. Очевидно, как-то сразу и сильно приуныли манжеты. Работа тут же встала - достать специфические детали промышленного оборудования до конца праздников было задачей нетривиальной. Кроме того, манжеты эти, что характерно, находились между мотором и самим нагнетателем, и чтобы их поменять, нужно было разбирать половину компрессора. Праздники обещали быть томными. Ну а что делать?..



Отдельно я очень хочу выразить признательность инженерам завода Арсенал, которые проектировали компрессор, отталкиваясь от передовых исследований в области пыток. Каждый узел расположен таким образом, чтобы его пришлось демонтировать, дабы добраться к следующему. В этом плане они явно ориентировались на японскую школу. Но если суровые самураи делали это для максимально плотной компоновки машин или мотоциклов, то наши просто от широты души - потому что могли. "Нехай эти чудаки помучаццо" - прямо-таки слышу я голос главного проектировщика проекта "ЗИФ".

В общем, чтобы снять блок нагнетателя, его нужно открутить вместе с кожухом сцепления (да, вы не ослышались, это очень прогрессивный компрессор с механическим сцеплением), который сделан из свинцовых листов защиты реактора списанных подводных лодок и весит около трёх миллионов килограмм, предварительно открутив и вытащив сепаратор (весящий не менее).



Дизель при этом нужно обязательно вывесить, потому что 2 из трёх подушек опоры у него как раз на этом злотекучем колоколе. Опереть снизу его не обо что, так как у него там поддон, который просто сложится под весом тракторного двигла. Единственное решение, за которое мы благодарны конструкторам (белорусским, а не арсеналовским) - это то, что на моторе были специальные болты с креплениями тросов. Ещё очень сильно выручил подъёмник.



Вывешиваем на подъёмнике мотор при помощи стального профиля, не без сношений вынимаем колокол (который, конечно же, упирается в балку его родной рамы, из-за чего его приходится задирать куда выше разумного и проч.)

Это только присказка - сказка впереди(с)

Высоцкий

Так или иначе, чарджер снят, выжимное демонтировано. Смотрим на ещё не разобранный нагнетатель - и что же мы там видим? А видим мы многообещающую картину.



Догадайтесь, что не так на этой фотографии? (Спойлер: не так здесь всё, кроме колокола, но об этом мы узнаем чуть позже). Внимательный зритель заметит, что не хватает одного болта на фланце. Действительно, зачем закручивать все болты на крышке, устройства, которое под давлением до 13 атмосфер гонит 6000 литров воздуха пополам с раскалённым маслом? ЧТО МОЖЕТ ПОЙТИ НЕ ТАК?

Выкручиваем оставшиеся болты.



Во-первых, они разные. Но хрен бы с ним. Обратите внимание на нижний - его вытянуло настолько, что шаг резьбы из частого стал редким. А ещё он на добрых два миллиметра длиннее своего уцелевшего товарища. На самом деле из 6 болтов один был обломан, 3 потянуто, один инородный и лишь один оказался стойким оловянным солдатиком.

Это наблюдение подсказало, что в компрессор, вопреки заявления продавца, всё-таки лазили. И что самое невесёлое, лазили не самые пряморукие люди. Мы начали готовиться к худшему, но реальность превзошла наши самые смелые ожидания. Давайте внимательно рассмотрим сам снятый фланец.





Судя по характеру повреждений на привалочной, да и вообще всех остальных плоскостях (включая находящиеся в четырёхмерном пространстве), эту несчастную деталь демонтировали зачарованной кувалдой - при том сказочные долбодятлы. Но и это не самое вкусное. Дело в том, что фланца этого в мануале и на схеме нет вообще. Есть крышка, а фланца нет. Присмотримся к нему!





А! Всё встало на свои места. Просто кто-то взял и приварил на глаз кусок водопроводной холоднокатанной трубы к крышке, превратив его во фланец.

Стоп, а зачем нужно было приваривать кусок трубы к крышке?

А это было такой импровизированной направляющей для первичного вала. Дело в том, что в оригинале там три детали - вал, на котором вращается шестерня редуктора винтовой пары, надевающаяся на неё втулка с внутренними шлицами и короткий выходной вал, вставляющийся во втулку и идущий уже в сцепление. Вот как выглядит первичный вал и втулка в оригинале:



А вот как они выглядят у нас.



Следующее предложение, написанное матом через капслок, я стёр семь раз, прежде чем оно приняло финальный вид. Что-то подсказало нам, что вал и втулка были просто приварены друг к другу. Не знаю, что натолкнуло нас на эту мысль -  внимательное изучение мануала, внутреннее чутьё, нездоровые цвета побежалости о(т)пущенного металла или грубо ободранный на точильном камне сварной шов с кавернами. До разборки я переживал, что в условиях цеха мы не поймаем сотки при замере биения. Зря волновался, там линейкой можно было биение замерять. Интересно, почему?

Почему скончались манжеты, которые как раз живут на этом валу, перестало быть загадкой. Загадкой стало, как они так долго держались.

В каком состоянии находились дорогостоящие опорные подшипники, вы уже догадались. В целом попадос по запчастям уже вырисовывался крайне мрачный.

Из хороших новостей - я очень переживал за состояние шестерней редуктора, так как они там стоят как крыло от самолёта. Но они оказались бодрячком.



На этом хорошие новости заканчиваются. лезть в винтовую пару дальше очень сильно не хотелось, так как чем дальше от её крышки вглубь нагнетателя, тем больше становилось нулей в ценнике каждой запчасти. Однако характер повреждений, который привёл к наблюдаемому нами ремонту, заставил взять волю в кулак и идти до конца.

Один вал к другому приварить могли только из-за того, что на них срезало шлицы. При рабочем моторе срезать шлицы на них могло только если сам компрессор заклинило - а так как редуктор оказался целым, то клинануть могло только винтовую пару, что очень-очень грустно, так как это основная и самая дорогая часть компрессора.



Вот эти две мясорубки как раз и дают на выходе тысячи литров сжатого воздуха. Если с ними что-то случилось, это полный ребилд компрессора в лучшем случае, или покупка всего нагнетателя целиком. Он стоит ОЧЕНЬ много.



Снимаем воздушный дроссель - в открывшееся отверстие можно взглянуть хотя бы на кусочек пары. Не уверен, что этого достаточно, чтобы сформировать полную картину. Но нам хватило.



Сфотографировать как следует не получилось - в живую это видно куда лучше. Однако это не упавшая на мясорубку пыль или мусор, это выбоины и зазубрины.



Многочисленные неравномерные пятна потёртостей и прихватов.

Судя по всему, незадолго до покупки нами компрессора в винтовую пару что-то свалилось через дроссельный блок\всосало с маслом, в результате чего чарджер это что-то перемолол и заклинил, а продолживший вращаться дизель богатырским крутящим срезал шлицы с вала.

Тогдашний обладатель компрессора хотел его вернуть в строй как можно быстрее, но из бюджета у него было, видимо, всего три писят(с)Южный парк

Их хватило только на помощь местного сторожа Михалыча, у которого из инструмента была только стыренная 40 лет назад во время строительства Транс-Мудовой Магистрали сварка. Быстро и бюджетно вернув компрессору способность компрессить, хозяин рассудил, что от него нужно избавиться как можно быстрее, пока тот эту способность не утратил, ну а тут подвернулись мы. Махать руками спустя такое количество времени после покупки смысла никакого, тем более, что хрен мы докажем, что по факту он за эти полгода работал пару десятков часов от силы (даже межсервсиного интервала не выработал). Ну, впредь будем умнее. Зато мы стали чуточку умнее, чуть лучше стали разбираться в компрессорах, их внутреннем устройстве. В ближайшее время я ещё узнаю, где именно можно продать внутренние органы для оплаты ремонта.

В общем, как-то вот так. Из всех сценариев сыграл один из самых мрачных, турбина отправляется в ремонт. Но мы не унываем - железо чинится, деньги зарабатываются, опыт приходит, а у нас по цеху и без того хватает задач =)

Пипец эпический, rust`n`dust

Previous post Next post
Up