Пока нигде не делал официальных анонсов, но здесь в мёртвой уютной жежешечке напишу всё же. Решил эксперимента ради попробовать параллельно работе открыть небольшой бизнес (как я не люблю это затасканное слово). И хотя рентабельность пивных и кофеен выше, хочется всё-таки что-то, относящееся к моим интересам, а именно к ржавому говну правильным мотоциклам и машинам.
В общем, я решил сделать содабластинг\стеклоструй и грунтовочную камеру, с перспективой развития до полноценной малярки.
Как я пришёл к этой идее?
Всё довольно прозаично: я задал вопрос "какой услуги не хватает мне\моим знакомым?". Последние 10 лет я постоянно копаюсь во всяком грязном, ржавом, замаслянном или просто облезлом двух\четырёхколёсном хламе, и какие бы работы я с ним ни проделывал, его перед этим нужно как следует очистить. Вручную на это уходит уйма времени труда, сил, обезжирки, щёток - а результат всё равно в лучшем случае удовлетворительный, а не сногсшибательный. Была бы возможность просто взять это всё, отвезти куда-нибудь, заплатить денег и получить обратно чистые с иголочки железки - с гарантией абсолютной сохранности оных - я бы так и сделал. Но места такого нет, вернее, с нюансами.
Пескоструек различных в последнее время открылась тьма, что в Туле, что в Москве - это ни разу не уникальное предложение. Однако у песка есть ряд существенных минусов.
- Он неэкологичный - из-за кварцевой пыли вызывает силикоз (рак лёгких) и вообще официально запрещён в России указом Онищенко от 2002го что ли года. Ну тут конечному пользователю пофиг, ему главное результат, однако списывать со счетов сей факт не стоит.
- Он создаёт статическое электричество, которое не только пожаро\взрывоопасно, но ещё и значительно ускоряет коррозию на только что зачищенном девственном металле. если в течении нескольких часов не покрыть отпесоченную деталь хотя бы кислотным грунтом, она начнёт стремительно ржаветь снова.
- Он забивается как падла во все доступные и недоступыне скрытые полости, откуда его подчас весьма трудно извлечь.
- Он очень грубый - один из самых критичных минусов. Песок эффективно удаляет самую мощную ржу и наслоения, но он с не меньшей эффективностью сожрёт и оставшийся металл, стоит лишь немного перестараться. После себя песок оставляет шершавую матированную поверхность, убирая все мелкие неровности и нюансы. иногда это плюс, но нередко - огромный минус.
- Струя тяжёлого песка под большим давлением запросто гнёт тонкий кузовной металл.
- Помимо этого, от струйной обработки грубым абразивом поверхность сильно нагревается, из-за чего её опять же ведёт и корёжит.
просуммировав, песком можно и нужно эффективно и недорого драть толстые металлические конструкции - например, рамы, или чугунные блоки (только снаружи): там, где толщина металла позволяет не беспокоиться о его повреждениях. Но даже тут обязательно как можно быстрее загрунтовать поверхность.
Сода же обладает огромным количеством преимуществ перед песком:
- Абсолютно экологичная, работать с ней можно даже на улице - после первого же дождя её смоет.
- Никакого статического электричества она не создаёт, следовательно не повышают взрывоопасность и не ускоряют процесс коррозии.
- Во все скрытые полости она тоже забивается как падла, но вымыть\выдуть её оттуда всё же куда проще, чем песок. Если речь идёт об алюминиевых деталях или чём-то подобном, то запросто вымывается водой, в которой растворяется. В принципе, даже стальные детали можно так промывать, если сразу после этого пройтись обезжиркой или высушить деталь.
- Она нежная, как сердце любящей матушки. за счёт мелкости, мягкости и невесомости, она деликатно убирает грязь, старую краску, ржавчину, оставляя оригинальную поверхность нетронутой. Содой можно чистить даже детали ЦПГ от нагара, не боясь, что поршни будут болтаться в цилиндрах. Многие крутые мастера забугром так делают, результаты - отпадные.
- Струя соды погнёт только что травинку, ей можно чистить самую тонкую и дырявую кузовщину.
- Нагрев от неё очень незначительный, что опять же безопасно для детали.
Вот несколько примеров очистки содой:
Click to view
Минуса у соды перед песком только два: она не такая дрочёвая (сильные загрязнения\коррозию ей снимать дольше) и сам абразив дороже. То есть, по сути, всё складывается в один минус - обработка содой дороже, чем песком. Но плюсы всё же перевешивают, потому что песком невозможно делать то, что можно содой, и результат песка никогда не будет подобен мягкой очистке.
Стекло в принципе аналогично соде, с той лишь разницей, что оно ещё дороже, но при этом оставляет блестящую поверхность и считается чуть ли не самым нежным вариантом бластинга, исключая лишь, пожалуй, криобласт. Последний очень крутой, но оборудование для него стоит пока совсем неподъёмных денег. Очень хочу в перспективе развиться и до него, но пока это очень туманное будущее.
Вот сравнение очистки песком и стеклом - песок дал матовую поверхность и сожрал все дефекты литья, что для реставраторов огромный минус. Стекло же позволило привести детали в состояние как будто только что отлитой, сохранив все нюансы.
Теперь немного наблюдений и практики. В силу человеческой природы, рабочие в пескоструе хотят очистить всё побыстрее, потому что время - деньги, или потому что им просто пофигу, или из-за некомпетентности - так или иначе, они ставят давление побольше, и... почти у всех моих знакомых есть истории о том, как они отдали целую кузовную деталь, крыло или дверь, а вернули им хоть и отпесоченную, но с дырами или покорёженную, так, что железку проще было выкинуть. Поэтому мастера, кто с подобным тонким металлом дело имеет постоянно, просто не рискуют отдавать ответственные детали на песочку. Потому что одно дело, когда тебе утрепали двери от волги, которые не редкость ещё (но что тоже обидно), а другое дело - крыло от Кадиллака Де Вилль 1959го года, или нечто подобное, что выписывать из-за моря-океана за мильёны денег и ждать не пару дней.
Я уже молчу про то, что, например, рама от валуя (Harley Davidson WLA) после песочки просто развалится (были прецеденты), так как она по-старинке спаяна на латуни. Песок сожрёт мягкую пайку, и заказчику достанется набор разрознеггых труб.
Другой минус подобных контор в том, что далеко не везде есть возможность сразу покрыть деталь грунтом (под это нужна отдельная камера), что сильно усложняет жизнь заказчику. Во-первых, ему придётся самому искать для этого камеру и исполнителя, во-вторых, это накладывает сильные ограничения по логистике и времени - нужно организовать доставку, часто немаленькой железяки (кузов или рама), в исключительно тёплое и сухое время, иначе она начнёт ржаветь в процессе доставки.
Я хочу не только делать мягкую очистку, но сразу грунтовать (если это требуется) и осуществлять транспортировку от заказчика к цеху и обратно. Последнее тоже снимает с заказчика большую долю головянка, потому что не у всякого есть грузовик\эвакуатор и время, чтобы таскать эти железки туда-сюда. Доставку хочу сделать без наценок, чисто по себестоимости - то есть не услугой, а приятным бонусом.
Связано это ещё и с тем, что организовать это всё я хочу в Туле (аренда дешевле и есть адекватные работники, которым я доверяю), но работать в силу куда более широкого рынка - с Москвой. По крайней мере, на первых порах.
Если вы думали, что мой пост ограничится абстрактными умозаключениями, то не тут-то было. Я накидал бизнес-план, немного пощупал рынок, сделал таблицу с рассчётами затрат... и уже приступил к куда более активной стадии. Собственно, уже снято и активно готовится помещение.
Вот оно, снаружи. Наши ворота - средние, но в перспективе незадорого можно будет доснять и вторые (виднеются слева). Там раньше было нечто вроде гаража для грузовиков, 63 квадратных метра, глубокая длинная яма, довольно высокие потолки - пока оно не нужно, но, если дело пойдёт, интересный вариант под расширение.
Внутри снимаемого нами помещения две длинных комнаты, по 110 квадратных метров каждая, общей площадью в 220 - габариты 5,7х19,3. Та, что ближе к воротам, разделена решётками ещё на две комнаты-секции (будем убирать). Сейчас сделать там 4 комнаты: камеру под бластинг, напротив неё - грунтовочную (с подготовительной зоной между ними), слесарную (под разбор техники) и бытовку+компрессорную. Места хватает с запасом.
Вот Таха посередине второй комнаты для масштабов:
Сейчас там подведён свет и 380V, но проводка не вызывает доверия, поэтому мы решили сделать новую, полностью свою разводку, поставить отличные светодиодные светильники, розетки и повесить счётчик. Вообще, многое из этого уже сделали.
Будущая камера под бластинг, освещённая 10 диодными фонарями. Офигенный свет, отсутствие тени - работать одно удовольствие! К ней из бруса построили перегородку (ширина 5,7, высота 3,4 в нижней точке потолка, 3,8 в высшей).
Получилось мощно. Скоро зашьём и повесим ворота.
Через пару недель закупим оборудование, к концу мая хочу запуститься в тестовом режиме.
Не тешу себя иллюзиями и надеждами, что это будет приносить кучу денег или хотя бы быстро выйдет в плюс, но если оно к концу лета хотя бы начнёт самоокупаться, буду очень доволен. Пока запас для поддержания этого всего на плаву есть, а там посмотрим.
Главная моя задача не столько получить дополнительный источник дохода, сколько создать не требующую постоянных затрат материально-техническую базу для своего хобби и увлечения друзей.
Какие у вас мысли, камраден? Мрачный блудняк или интересная тема?