Осень - это пора тлена безысходности отчаяния меланхолии и мыслей о вечном. Memento Mori - "Помни о смерти". Вот и мы решили вспомнить о неминуемом, посетив концерт
средневековой музыки в лютеранском кафедральном соборе - "Средневековые песни о смерти. Размышления о смерти и плачи в музыке ХI-ХIII веков". Если отбросить религиозные моменты (я в этом отношении нейтрально-любопытно отношусь к любому вероисповеданию) стоит отметить, что католические и протестантские храмы мне нравятся в разы больше православных как архитектурно, так и по внутреннему убранству. Связано это в первую очередь с величественностью и строгостью готической архитектуры и неким аскетизмом интерьера, который лично у меня внушает уважение и эстетически мне приятен. Православные же храмы отличаются обилием позолоты, которая у меня ассоциируется ни с чем другим, кроме цыганщины. Вся эта мишура отвлекает, раздражает и кажется мне лично излишней: как будто попал не в храм Господа, а к сороке в гнездо.
В лютеранских храмах я до этого не был, поэтому этот собор меня приятно удивил.
Выбор места для подобного мероприятия был крайне удачный. Отдельно хочу сказать, что даже намёка на какую-то религиозную пропаганду не было - а именно из-за неё я в своё время не смог попасть в тульский баптистский храм (так как крайне навязчиво вербовать меня стали уже на пороге). Я безмерно уважаю верующих людей, которые уважают мой выбор верить или не верить во что либо.
Львиную долю концерта пели, дуэтом и поочерёдно, две вокалистки, Витте-Мария Вебер и Анна Миклашевич. Голоса у обеих волшебные: сильные, чистые, как горный родник, певучие. Музыка, которой уже больше 8 веков, очень необычная для современного слушателя: мелодии как таковой у неё нет, но вот мелодика и гармония шикарные. Сравнить могу опять таки с журчанием чистого горного ключа, завораживающим и чарующим.
Однако записи этого дуэта не производят и десятой доли впечатления, которое получаешь от живых голосов в соборе, потому что
БОЖЕСТВЕННАЯ АКУСТИКА.
Не знаю, есть ли на небесах/во Вселенной/астрале/Р`Льехе Бог или боги, но теперь знаю доподлинно - божественная акустика существует, и она в лютеранских храмах. Голос, многократно отражаясь от стен и купола собора, усиливался, раскрывался, преображался, обретал объём и эффект реверберации. Это просто слуховой оргазм, при том то искушённым меломаном я себя никогда не считал.
Отдельно хочу выделить аккомпанемент, который исполнял для женщин Данил Рябчиков на цитоли.
Это просто потрясный инструмент с неповторимым звучанием. Именно он придаёт любой музыке тот узнаваемый оттенок медиевальности. А когда на нём играют секвенции, которым почти десять веков, он словно превращается в машину времени со струнами. Я буквально услышал сквозь музыку отдалённый звон мечей и треск огня. Столь глубокого ощущения погружения у меня не было даже когда я активно занимался реконструкцией.
Если подвести итог, концерт произвёл неизгладимое впечатление. Очень необычный и приятный опыт.