Павел Боркунов.

Dec 14, 2008 16:34

Знакомьтесь, - ещё один мой друг Павел Боркунов.
Он закончил Суриковский, что не помешало ему стать самобытным и не похожим ни на кого.

Read more... )

мои друзья, живопись, Павел Боркунов, artist

Leave a comment

doppel_herz January 18 2009, 11:14:33 UTC
Здравствуйте!

Наконец-то мне выпал счастливый случай задать вопрос человеку, имеющему отношение к искусству. Мне, как полному дилетанту в этой области, очень хотелось бы понять, как отделить мазню от шедевра, поскольку моё эстетическоё чувство, к сожалению, не развито штудированием толстых справочников, оттого я не в состоянии отделить "Черный квадрат" Кандинского от грубой и примитивной подделки под него, выполненной бесталанным компилятором - не с транспортиром же углы мерить в конце концов? Есть ли какие-то критерии, по которым обычный человек может определить, где художник, где маляр, отвергнуть попсовых Никасов Сафроновых ради восхитительных Марков Шагалов?

Вот раньше как-то не возникало споров, талантлив ли Рембрант, похожа ли лошадка у Леонардо и сколько пальцев на руке должно быть у Адама на картине Микеланджело "Сотворение человека". Видимо, тогда слово искусство еще означало "мастерство". По каким принципам оцениваются культурные объекты в настоящее время? Будет ли писсуар, подписанный современным художником считаться художественным произведением? Если да - в чем его ценность для мировой культуры кроме обеспечения заработка художественных экспертов? Мастерство хирурга, например, можно оценить по объективным критериям - если клиент помер, то фразы "я считаю, что этот смелый разрез скальпелем, противоречащий устаревшим традициям, явится новым и свежим веянием в хирургии" наврядли заинтересуют следственные органы.

Я понимаю, что мои высказывания могут показаться смешными и непрофессиональными, что они основаны на личных предпочтениях и субъективных оценках. Именно поэтому я и прошу объяснить, как осуществляется оценка профессионалами, чтобы не оказалось, что они основаны на столь же субъективных критериях. Потому что фраза "а мне нравится!", высказанная малоизвестным публике искусствоведом, наверно не может считаться основанием для зачисления ведра краски, разлитого маляром, к разряду искусства? Или я и в этом ошибаюсь и важна не сама работа, а грамотная работа пиарщиков, способных впарить лоху-нуворишу любое дерьмо, объяснив, что это новый взгляд на пищу для души?

Заранее благодарю за ответ.

Reply

pavel_otdelnov January 19 2009, 22:39:13 UTC
Я не искусствовед, и не смогу давать Вам рецепт, как отличить шедевр от ширпотреба.
Эстетическое чувство не "развивается штудированием толстых справочников".
Ходите в музеи, на выставки, больше смотрите, думайте. Может, что-то поймёте.
Единой системы координат и профессиональной оценки нет.

Reply

doppel_herz January 21 2009, 12:42:31 UTC
То, что единой системы координат нет, несколько удручает. Получается, что ловкий мошенник с хорошо подвешенным языком сможет протолкнуть в кумиры абсолютное ничтожество. Со временем бездарности заполонят музеи, поскольку за их "шедевры" выложены круглые суммы. Ну и как тогда воспитывать эстетическое чувство молодежи?

Reply

pavel_otdelnov January 21 2009, 21:47:32 UTC
Совершенно верно: "ловкий мошенник с хорошо подвешенным языком сможет протолкнуть в кумиры абсолютное ничтожество."
Но всё же при формировании большинства музеев есть временной отсев. Должно пройти время, чтобы признать вещь значимой. А оно обычно расставляет всё по местам.
Я не педагог, чтобы думать и решать, как воспитывать. Но думаю, что нужно показывать разные традиционные системы. И учить пониманию их принципов. Начать нужно с элементарного - с авангарда. С детства.

Reply

doppel_herz January 21 2009, 22:22:32 UTC
Ну, если ставить целью внушить ребенку уверенность в себе, то можно начинать приобщение к прекрасному и с авангарда - мол, так сможет нарисовать даже ребенок. А уж потом можно переходить к занятиям посложнее. Что же касается музеев - временной отсев, это, безусловно, неплохо, но все-таки дерьмо мамонта не так значимо для нас, как его бивень, покрытый узорной резьбой. Боюсь, что на музеи тоже оказывет влияние общественное мнение. Ведь чем были работы того же Ван Гога при жизни? Пачкотнёй, не стоящей внимания ценителей прекрасного. А сейчас любой музей почтёт за честь иметь его в коллекции. В картинах, как Вы понимаете, ничего не изменилось - просто за это время людям рассказали, что это гений. Искусствоведы ведь тоже люди и так же подвержены влиянию рекламы. Боюсь, через сто лет музеи будут гоняться за экспонатами галереи Гельмана - например, чучелом Льва Толстого, загаженного куриным помётом. А уж причину, по которой этим шедевром надо восхищаться они найдут. Вот это меня несколько печалит.

Reply

pavel_otdelnov January 20 2009, 23:34:49 UTC
Прочитал ветку дискуссии в Вашем журнале.
Считаю, что критерии в искусстве есть. Нет единых критериев. Для каждой формации они свои.
Их можно попытаться сформулировать, но только в границах художественного течения.
Для неискушенного зрителя критерием может быть: "смогу ли я так?" Если зритель отвечает себе: "пожалуй, смогу", это ещё не значит, что он сможет.
Само мастерство, как критерий, понимается в разные эпохи по разному. А 20 век вообще перевернул всё. И сам критерий мастерства поставил под вопрос.
Здесь можно написать историю изменения критериев искусства в 20 веке. Мне самому это очень интересно узнать.
Критерий популярности, конвертируемый в деньги (картина Путина) - единственный, который можно назвать в цифрах.

Reply

doppel_herz January 21 2009, 12:48:04 UTC
Не значит ли это, что некоторые течения можно смело отправлять на свалку, не пытаясь найти жемчужное зерно в горах мусора? Ведь если верна история о том, что Пикассо признался в том, что дурачил публику, труды экспертов, посвященные его творчеству выглядят смешно и жалко. А вот выслушать мысли о критериях мастерства было бы интересно - если у Вас конечно появится желание написать текст на эту тему.

Reply

pavel_otdelnov January 21 2009, 22:02:01 UTC
Думаю, что не значит.
Пикассо дурачил публику? Не слышал о таком "признании". Он продолжатель традиций французской живописи Сезанна и Пуссена.
Заявлять, что всё сделанное им - дурачество - странно.
Дюшан, пожалуй, дурачил публику. Или Дали. Но это уже совсем другое.

О критериях в искусстве написать внятный текст я вряд ли смогу. Не настолько я крут, чтобы сходу формулировать принципы и критерии.
Хотя, как Вы видите, в принципе, об этом и пытаюсь писать.

Reply


Leave a comment

Up