Не станем ломиться в открытую дверь - изобличения «компании» «Апостол», принадлежащей Тине Канделаки и Василию Бровко, это заезженный жанр, подходящий разве что для публикации в журнале Алексея Навального.
В конце концов, всем всё давно очевидно - достаточно пообщаться с кем-то из бывших сотрудников, почитать соответствующие отзывы в интернете, да и просто уделить вопросу хотя бы 30 минут, и вы убедитесь, что «Апостол» - обычная для российской действительности схема утилизации государственных денег. В частности, рекламных бюджетов госкорпораций.
В реалиях РФ это донельзя скучная история, которой сегодня никого не увидишь - так что, повторюсь, обойдемся без банальных разглагольствований на увязшую в зубах тему отечественного распила.
Но раз уж мы взялись говорить о брендировании российского ВПК в целом, и о результатах работы «Апостола» с «Калашниковым» в частности, то будет уместным обозначить корпоративный портрет бравых медийщиков, выигравших тендер на формирование визуального стиля действительно легендарного русского бренда. Буквально несколько штрихов - в исключительно щадящем режиме.
«Апостол» называет себя «центром стратегических коммуникаций», и подобное восточное самопозиционирование, конечно, моментально вызывает понимающую улыбку. «Эта наш камуныкационный стратэг Гывы, магущыствэнный властытэль сацыалных мэдыа, да!». Эффективность «коммуникационной стратегии» хорошо видна на примере одно из клиентов «центра» - федерального дорожного агентства «Росавтодор». Как вы понимаете, единственное, чего не хватает российским дорогам, известным своим качеством от Владивостока до Лиссабона, это глубоко продуманной бренд-коммуникации. В таком формате:
Можно себе представить, как проект продавался клиенту:
*щелкнув для перехода на следующий слайд*
«К каждому посту мы будем добавлять хэштег #Росавтодор, что соответствует современным коммуникационным медиатрендам...»
Вообще, это было бы не так страшно - особенно на фоне качества работы многих российских брендов в социальных сетях - но речь идет о государственных деньгах в сфере не просто болезненной, но чуть ли не катастрофической - российские дороги. И в этом контексте каждый пост #Росавтодора, опубликованный «Апостолом» ВКонтакте - изощренное издевательство.
Издевательство продолжается, когда вы заходите на
апостольский сайт. Казалось бы, даже такие гиганты как
Grey,
BBDO,
Ogilvy & Mather,
Ketchum или
Saatchi & Saatchi не гнушаются рекламировать собственные работы и выставляют напоказ свои портфолию. Та же Студия Лебедева, например, выкладывает на своем сайте детальные описания процессов разработки какого-нибудь логотипа - часто мучительных и долгих. Это делается для того, чтобы потенциальный клиент смог оценить подход команды к потенциальной работе - когда выверен каждый пиксель, принята во внимание каждая деталь.
Но «Апостол» для собственного сайта с портфолио СЛИШКОМ ХОРОШ. Так хорош, что клиенты ИДУТ САМИ (ну вы помните, в связи с каким дотационным регионом звучала та же риторика) - реклама тут уже ни к чему. Случайному посетителю предлагается любоваться красивой background-заглушкой из многозначительных пирамидальными фигур с масонским подхихиком («Властылыны мэдыа, панымаэш»).
Что же создали властители, в беспощадной битве вырвав тендер у таких (не смейтесь) известных компаний, как ООО «ЭВО Интер», ООО «Артвелл» и ООО «Пленум-ДЭФА»?
Барабанная дробь....
Бада-бумс!
И тут, конечно, хочется задать вопрос крестному отцу российского ВПК Дмитрию Рогозину.
Одно дело, когда горе-SMMщики берут миллионы за примитивную накрутку просмотров интервью с гендиректором «Аэрофлота» на Youtube, над фактом которой хохотал весь интернет. Это детские шалости - неприятные, но в РФ неизбежные.
Но брать на вооружение главного русского бренда, одного из основополагающих компонентов культурной проекции России во внешней мир, бренда-легенды, бренда-Родины - ссатую поделку стоимостью 2000 рублей со стилистикой сети дискаунтер-супермаркетов Tesco 70-х годов?
НЕ СТЫДНО?
Характерно, что созданный «Апостолом» в рамках того же тендера логотип входящего в Ростех Концерна Калашников похож на логотип компании KBE, занимающейся производством... пластиковых окон.
Пластиковые окна - вот УРОВЕНЬ, который задали российской оружейной Легенде. Пластиковые окна, замороженная лобстер-пицца, купленная по скидке в Теско, школьная канцелярия, постельное белье, накопительные водонагреватели, шоколадки с орехами, женские тренажеры, стиральный порошок, одежда от Ксюши Собчак - это стиль какого угодно бренда.
Но не Калашникова.
Этот попилочный позор не может иметь ничего общего ни с «Калашниковым», ни с ВПК, ни с российской армией.
Такую стилистику для «калаша» могли сделать либо люди, вообще не разбирающиеся в брендинге, либо вражеские диверсанты.
Сколько раз ни повторяй на камеру мантру-заклинание про «сочетание современного визуального стиля с традиционным духом российской оружейной культуры», получается все равно пластмассовая дешевка.
А знаете почему?
Потому что они никогда не поймут одной простой вещи. Точнее, им на нее просто наплевать.
Им невдомек, что «Калашников» - это, прежде всего, не характерная форма обоймы-рожка, а ЛЮДИ - те, что этот автомат создали, и те, что с ним защищали или будут защищать Россию. Такие же надежные. Продолжающие действовать в самых ужасных условиях. Одновременно стильные и простые. Но это убойная простота. И легендарный стиль.
Характерно, что даже на Западе это отлично понимают, и брендируют Россию и русских «в яблочко»:
Click to view
Апостол же... сделал «Калашникова» не за 30 миллионов, а за 30 серебренников.
Click to view