С нами Бог. И зенитно-ракетный комплекс «Триумф». Медиа-брендинг армии России

Jul 03, 2012 12:03

Начнем с апперкота в челюсть

Сайт армии США: http://www.goarmy.com
Сайт армии России: http://armyrus.ru
(злая ирония - перед самой публикацией текста сайт упал. Понятный скриншот)

Как сейчас говорят в интернете, «тут не исправить уже ничего, Господь, жги». Эстетическое восприятие окружающего мира авторов отечественной поделки смертельно травмировано советским прошлым, в котором понятий вкуса, бренда и дизайна не существовало в принципе. Там отвратительно буквально все: анимированный триколор, беспомощно агонизирующий в углу, цветовая гамма казенной безнадежности, от заунывной тоски которой хочется тихо скончаться, недружелюбная верстка, слепая навигация и общая атмосфера душной чиновничьей приемной. Дополняет картину откровенно издевательское голосование «Понравился ли вам сайт?». Очень понравился, ребята, моментально захотелось дойти до ближайшего призывного пункта, чтобы стать героем пропахших совковыми кирзачами дебильных армейских карикатур про самоволку, которые у вас располагаются рядом с рекламой «лучших новостроек в балашихе».

Казалось бы, на этом можно и закончить, да и сам формат сравнения России с США приелся и уже давно воспринимается как пошловатая провокация. Но мы продолжим, и мы будем учиться у лучших, чтобы в конце концов их перегнать. Наша извечная проблема в том, что мы можем гораздо круче, но даже не пытаемся. Необходимо заменить слащавый американский пафос комбинацией тевтонского сумрака и блистательного русского цинизма, сохранив при этом качество изобразительного исполнения, и на страницах распорядка дня призывников или экипировки ВДВ станут проводить больше времени, чем на порносайтах.

К сожалению, люди, занимающиеся продвижением оборонки РФ в интернете, решили, что «учиться» значит «распилить бюджет и бессовестно слизать под копирку, авось никто не заметит». Заметят. И ткнут носом. Знакомьтесь, дефективный брат-близнец американского крепыша:

Сайт министерства обороны РФ: http://www.mil.ru
(старая версия также заслуживает внимания: http://www.old.mil.ru)

Увы, украв у американского портала структуру верстки и концепт мультимедийного антуража, наши все равно не смогли удержать художественную планку милитаристской строгости, графической подтянутости и безупречного стиля. Его испоганили жуткими аляповатыми иллюстрациями, затертыми лозунгами в наивном шрифтовом исполнении и кричащими роспиловскими функциональностями вроде «версии для слабовидящих», призванными, очевидно, продемонстрировать модернизационные успехи федерального веб-строительства. Хотя, конечно, после текста унизительного логотипа «Подвиг народа», написанного один в один тысячекратно высмеянным майкрософтским Ворд-артом, действительно можно ослепнуть.

Впрочем, дизайнерская составляющая - это еще цветочки по сравнению с содержательной частью. Талантливых дизайнеров мы наберем, не проблема. Верстка, шрифты, цвета, композиция - все эти аспекты так или иначе подчиняются общеизвестным правилам, и для создания качественного дизайна достаточно банального профессионализма. Совсем другое дело - эмоциональное наполнение веб-портала, его атмосфера, собственно, сам месседж, проецируемый армией во внешнее пространство. У каждого сайта есть заданный тон общения с посетителями. Одни порталы гостеприимно распахивают двери, мотивируют углубляться все дальше, переходить по ссылкам, с интересом изучать содержание и рассказывать о найденном в социальных сетях. Иные плюют в глаза с порога.

На сайте армии США можно легко провести сутки, после чего нестерпимо захочется пройти Basic combat training - изматывающий десятинедельный курс, в течение которого гражданского человека превращают в потенциальную биомашину смерти. В отличие от нашего отталкивающего культа номенклатуры, бесконечных документов, указов и постановлений, ключевые понятия американской веб-пропаганды - это команда, люди и знаменитые штатовские values, излюбленный американский концепт. Если вы поставите американского директора руководить вашим предприятием, будьте уверены - первым делом он введет корпоративные ценности, values, которые должны отскакивать от зубов. Да, культуре России такой выхолощенный протестантизм чужд, и нам следует искать что-то свое, но искоренять полууркаганскую внутрикорпоративную культуру (как медиа, так и реальную) отечественной армии жизненно необходимо.

Портал армии США полностью интерактивен. В онлайн режиме вам предлагается прыгнуть с парашютом, поучаствовать в группе патрулирования (район, разумеется, в типичном арабском городе), погулять по военной части, оказать первую помощь раненому товарищу и так далее - все под внятный и интересный инструктаж самых основ. Виртуальные и реальные военнослужащие, рядовые и офицеры, наглядно рассказывают о службе по видео - с живыми съемками из тренировочных лагерей. В федеральную серию компьютерных игр America’s Army, симулирующую армейскую жизнь (от тренировки до реальных боевых действий), играют по всему миру, американские школьники знакомятся с ней еще в школе. На сайте размещена подробнейшая информация для родителей новобранцев и потенциальных рекрутов (о мерзком отношении нашей армии к родителям мы прекрасно осведомлены - оно порождает чудовищные образования вроде Комитета солдатских матерей).

Сайт министерства обороны РФ не безнадежен, но с самого начала он берет нахальный бюрократический тон высокомерного Чиновника. Все эти слушали-постановили, выдержки из законов, приняли-подписали, в соответствии с пунктом таким-то закона от такого-то числа, необходимо заполнить такую-то анкету в таком-то количестве экземпляров. Если на американском портале вам прямо с ходу предлагают покататься на танке, то родная веб-страница первым делом сует в лицо процессуальный кодекс. Живых людей на российских сайтах нет, они мертвы, живут там лишь пропахшие совком постановления в немыслимых объемах, и никто, никогда не станет изучать их по собственному желанию. У нас лучшие в мире истребители, и в то же время первый вопрос в Q&A разделе сайта - «Каким образом рассчитывается норматив общей площади жилого помещения, на который предоставляется социальная выплата».

Еще один зияющий провал портала оборонки - приевшийся абсолютно всем, превратившийся в карикатуру, высмеянный, архаичный, религиозный медиа-онанизм на тему ВОВ. Да, надо помнить, да, нужны мемориалы, да, гордимся, но сколько можно обсасывать эту тему, она уже давно переварила сама себя. Прошло уже почти семьдесят лет, и Победа мутировала в социальный якорь, стала туземной Святыней, использующейся лишь в качестве инструмента политической демагогии.

Но главное, самое болезненное отличие, наглядно проявляющееся в интернет-представительствах армий США и РФ - декларация целей, причин, по которым граждане должны захотеть связать свою жизнь с военной карьерой.

В армию США записываются чтобы изменить свою жизнь. Стать частью чего-то намного большего, чем ты сам, частью самой мощной армии в мире, боевой единицей в идеально отлаженной победоносной машине. There's strong, and then there's army strong. В армию США идут воевать. Стрелять, убивать, десантироваться, ездить на танках, взрывать, сжигать, бомбить, сражаться и умирать. Идут ради армейского товарищества, чувства упоения победой и разгрома противника. Кредо американского солдата:

Я воин и часть Команды. Я никогда не признаю поражения. Я никогда не сдамся. Я никогда не оставлю павшего товарища. Я дисциплинирован, закален физически и умственно. Я готов найти, вступить в бой и уничтожить врагов Соединенных Штатов

Культура США сочится уважением к армии и даже либерально-критически настроенные произведения так или иначе прославляют ее доблесть и красоту. Американская армейская эстетика возведена в легендарный ранг. Вспомните знаменитое «Люблю запах напалма по утрам». В культурном дискурсе военной Америки отсутствуют правые и неправые, есть только свои и враги. Вертолетная атака вьетнамской деревни под «Полет Валькирий» Копполы - это гениальная сцена чистого упоения, властного хохота, циничного оскала в лицо смерти. Это культурная проекция триумфа республиканской маскулинности. Да, мы плохие, и мы знаем, что мы плохие, и если вы хотите стать такими же сильными и бесстрашными (и чуточку плохими) как мы, то join the fucking Army. Единый реестр жилья военнослужащих? Не, не слышали.

«Что питает растущую траву? Кровь! Кровь! Кровь! Чем вы зарабатываете на жизнь? Убиваем! Убиваем! Убиваем!», поют во время пробежки американские морпехи.

Ну а в армию РФ идут за бесплатными квартирами. За жалкими льготами. За сраной жилплощадью, которую офицеры позорно выклянчивают на митингах. Идут, потому что гонят. Потому что приняли-постановили-подписали. Потому что поймали. Заарканили. Армия России изначально позиционирует себя в качестве врага. Врага уродливого, серого, скучного. Места, попадания в которое следует избегать любой ценой, вроде радиактивно зараженного района. Армией пугают и угрожают, на сайте минобороны РФ есть отдельный раздел «Уклонистам», где подробно расписано их незавидное будущее.

Армейская культура России пропитана унизительной зековской балаганщиной. Все эти «черпаки», «деды», имбецильный солдафонский юморок, распиаренный низкопробным трешем типа сериала «Солдаты» и прочих «ДМБ». Не даром в народе так славен культ Дембеля - момента, когда ты наконец-то покидаешь это место. Раковую опухоль нашей армии - дедовщину - не столько искореняют, сколько превращают в фольклор, Ералаш. Табуреткой по лбу чпок - все упали и хохочут.

Понятные видеоролики:

image Click to view



На всех! Записывайся в ряды армии России, и ты сможешь поставить друзьям бухло в клубе

image Click to view



Утопленническая атмосфера, глаза на мокром месте. Но волноваться не стоит, мама. Оклад-то хороший

(Бонус-трек: http://kcvs.ru)

image Click to view



image Click to view



Комментарии излишни

Так что же нам делать? Есть ли у нас надежда, что в преддверии перехода на контрактную основу министерство Сердюкова обратит внимание на кромешное положение дел в медиа презентабельности армии России, на необходимость разработки ее бренда, ее современной, демократичной, передовой популяризации? Я не предлагаю упаковывать изголодавшуюся по кардинальным реформам армию в красивую обертку, понятное дело, что структурные обновления нужны прежде всего в физическом, а не медиа-мире, но в эпоху гиперинформации возможны поистине чудесные метаморфозы и то, что еще вчера было в интернете, на экранах компьютеров и коммуникаторов, уже завтра может магическом образом поменять материальные реалии. И, напоследок, еще раз - мы можем лучше, чем США. Вконтакте круче фейсбука, и если официальная оборонка не изъявит желания инициировать соответствующие проекты, то нам ничего не помешает сделать этот самим.

Previous post Next post
Up