Рецензия-обзор комикса "Пантеон: культ двуличия" № 1

Sep 25, 2012 03:24

Комиксы в России, к сожалению, развиваются очень вяло и медленно. А потому любой выходящий у нас в стране комикс - это для меня целый событие. А уж тем более, если речь идет не об издании русскоязычных переводов, а о полноценном отечественном комиксе с серьезным сюжетом, о каком-то нашем концепте.

Итак, в руки мне попал первый выпуск 24-страничного комикса "Пантеон", состоящего из шести частей. В России его издает "Белый единорог".


Честно говоря, трудно писать полноценную рецензию, держа в руках лишь один журнальный выпуск и не видя продолжение. Я постараюсь сделать максимально подробный обзор и рассмотреть все достоинства и недостатки этого комикса.

Место действия сюжета - альтернативная реальность. На первой же странице мы видим краткое описание мира и его отличий от нашего. Сразу стоит отметить, что написано оно очень неудобным для чтения шрифтом, а отличить запятую от точки в нем решительно невозможно.

Я человек дотошный и альтернативную фантастику люблю, а поэтому первые претензии к сюжету у меня начались уже с этого момента.

"В начале первого тысячелетия вместо Иисуса был казнен Варавва", - первая же цитата из комикса. Тут, на мой взгляд, недостает внятного объяснения, почему первосвященники, видевшие в Иисусе угрозу, подкупившие ранее Иуду, решили все-таки отпустить его и казнить другого преступника. Логики в этом нет. Либо это был какой-то совсем другой Иисус.

"Варавва вернулся из мертвых и поднял восстание, которое закончилось убийством ветхозаветного "Бога-Тирана"". Опять множество вопросов. Как простой смертный сумел осуществить подобное, а также, что стало в результате с Иисусом (подчеркиваю для невнимательных: речь идет о ветхозаветном Боге, а не об Иисусе из Нового Завета).

Итак, дальше Варавва уходит и обещает вернуться и возродить богов "олимпийцев". И опять у меня вопросы. Структура мира и иерархия божеств становится совершенно непонятной и запутанной. Если ветхозаветный Бог и Иисус берутся на основе библейских, то никакие олимпийцы не могут быть выше ветхозаветного Бога (и убить его таким образом становится невозможно). Если же олимпийцы в мире главные, то ветхозаветный Бог вряд ли подходит под определение "тирана", а Иисус в таком мире вообще не нужен. В общем, вся эта религиозно-мистическая часть не понятна и кажется довольно запутанной и не совсем продуманной. Выражаю искреннюю надежду, что данный вопрос будет подробнее освящен в продолжении.

Культ Вараввы был назван "культом потерянного" и в дальнейшем перерос во всемогущую Церковь. Хотя, на мой взгляд, куда логичнее было бы назвать его культом олимпийских богов, раз именно их своеобразным пророком и оказался Варавва.

Дальше - больше. "Замена христианства "культом потерянного" привела к многочисленным геополитическим и культурным изменениям". Вы меня, конечно, извините, но, кажется, эта фраза была введена в текст только с целью показать, что авторы знают сложное слово "геополитика". Потому что большинство читателей в нашей стране не понимают значения этого термина и не могут понять, чем "геополитика" отличается просто от "политики" (на значении терминов сейчас не буду останавливаться). Кроме того, мы видим в данном случае несколько тавтологическое утверждение, поскольку культура (точнее, этнокультурные плиты) входит в круг вопросов, рассматриваемых геополитикой. Достаточно было сказать, что произошли изменения в политической, социальной и культурной сферах или что-то подобное - куда проще воспринималось бы.

"Кампании по колонизации Америк провалились", - почему? Еще одно весьма спорное заявление авторов. Как культ Вараввы мог помешать колонизации? Эпоха Великих географических открытий в нашей истории примерно совпало со временем Реформации, а также была вызвана реальной торговой необходимостью. И, если я еще могу поверить, что из-за другой церкви мир не переживал движение Реформации, то отсутствие коммерческой необходимости, а также идейных одухотворенных мореплавателей, с пламенем в глазах желающих открывать новые земли, я принять не могу.
Кроме того, если колонизация провалилась, то почему коренные жители Америки не могли все это время продолжать развиваться и самостоятельно выйти на контакт? Что вообще в это время творилось на том континенте?

Альтернативное описание войны 1812 года меня полностью устраивает. Но дальше опять идет что-то странное. "Религия не препятствовала науке, в медицине, генетике и кибернетике человечество достигло небывалых высот". Весьма спорное утверждение. Церковь всегда вмешивается в светскую жизнь, хоть и не всегда успешно, поскольку религия - один из первых социальных институтов. Тем более, если церковь, как пишут в начале страницы, стала "всемогущей", хоть и не уточняется, в чем именно заключается ее могущество.

Все это мои претензии к общей концепции мира. Я вовсе не ругаю ее. Просто считаю, что некоторые вещи нуждаются в более подробном объяснении, а какие-то - не очень правдоподобны.
Однако нельзя не признать, что данная задумка уникальна и своеобразна, а потому имеет полное право на существование и развитие.

Поговорим же теперь о комиксе.

Не смотря на мое предвзятое отношение к данному комиксу, вызванное текстом на первой же странице, он сумел меня впечатлить.

В первую очередь цепляет атмосфера. Мрачная и серьезная, она затягивает все глубже. Атмосферу в этом комиксе, на мой взгляд, формируют следующие элементы.

Во-первых, это рисунок. По цветовой гамме здесь преобладают темные оттенки и вторичные цвета. Комикс начинается с резкого, но довольно органичного переплетения черного и оранжевого цвета. Затем в больнице цвета становятся менее насыщенными, и постепенно гамма переходит в новый контраст - преобладание белого и черного цветов во время зимней сцены на кладбище. Рисунки не очень детализированные, но эмоции персонажей практически всегда определяются довольно четко. Со стилем рисунка и цветами авторы попали в самую точку - все точно подходит и практически идеально передает настроение и атмосферу.

Во-вторых, атмосферу формируют монологи главного героя. Они довольно мрачны, пессимистичны и слегка отдают мизантропией - и вполне четко соотносятся с тем героем (хотя правильно было бы называть его антигероем), которого мы видим перед собой, полностью выражают состояние его подавленности и душевные муки. Он полностью смирился и готов быть жестокой машиной, винтиком системы.
Кроме того, надо отметить, что монологи героя написаны куда лучше и интереснее диалогов, которые содержат в себе слишком много грубых ругательств и вообще зачастую бывают довольно простыми и банальными, характеры персонажей почти не раскрывают. В прямой речи персонажам явно не хватает каких-то личных особенностей и деталей.

В-третьих, атмосферу формирует сама структура расположения кадров на странице. Страницы условно разделены на девять ровных прямоугольников, из которых затем формируются разного размера панели. Эта структура вообще очень удобна, поскольку сразу же четко разделяет динамичные и спокойные сцены. Такое построение сразу же напоминает нам широко известных "Хранителей" Алана Мура и Дейва Гиббонса и поэтому настраивает на определенный серьезный лад при прочтении.

Сюжет комикса не идеальный, он содержит пару роялей в кустах (почему главный герой вдруг бросается на Голокость, как во дворе среди кучи трупов умудрились не заметить живого человека - все эти повороты берутся словно из ниоткуда), однако он цепляет и заставляет читать дальше, желая разобраться и найти ответы на вопросы. Детективное расследование переплетается с мистикой, причем все довольно сурово и без соплей. Завязка вполне многообещающая.
Также появляются довольно харизматичные, забавные или же просто архитипичные персонажи. Помимо главного героя запоминаются Кесарь Боренков, офицер, который после полученных ранений состоял на 60% из металла, наемный убийца Ять, который почему-то показался мне похожим на Стивена Сигала (его имя я узнал только из артов), постоянно матерящийся пижон по кличке "Белоснежка".

В общем, у комикса много огрехов и недочетов. Но надо признать, что это весьма удачный и амбициозный старт. Посмотрим, во что он выльется в продолжении.

Рецензия на сайте общества "Фортуна"

Обсудить на форуме

Россия, комикс, фантастика, история

Previous post Next post
Up