Mar 02, 2011 03:03
Киберпанк мертв. В этом я убедился, когда прочитал роман мерси Шелли "2048. Деталь А" и его продолжение "2048. Деталь Б".
Я не читал "Паутину" и прочие романы данного автора (точнее, авторов, т.к. "Мерси Шелли" - это псевдоним группы отечественных фантастов, из которых ведущим является некто Алексей Андреев), сколько бы эту "Паутину" не хвалили, поэтому радостных воплей по поводу выхода "2048" не разделял.
Роман написан в жанре киберпанка и устарел лет на десять, а то и на двадцать, издавать его сейчас не имело никакого смысла - разве только самих авторов порадовать сим фактом.
Итак, перед нами мир будущего. В этом мире нет привычного нам производства - специальные принтеры-репликаторы создают трехмерные предметы. Законодательство в области авторского права изменено: сначала докажи, что твои условия для печати объектов соответствуют нормам, а потом печатай уже что хочешь. У каждой страны есть дочерние копии (Британия-2 и т.д.), внешняя политика запутанная. У людей нормой являются генная инженерия, кибернетические импланты в теле, расщепление собственной личности на мультиличность и т.д. Огромное поле для маневра, такие идеи можно на десять томов растянуть, а не на те два, что были написаны.
Главная проблема книги, на мой взгляд, в том, что автор, похоже, совсем не понимает, как функционирует общество. Во время чтения "2048" регулярно вспоминаются романы Уильяма Гибсона, основателя, создателя киберпанка. Причем по своей форме "2048" вообще совпадает с одним из последних романов Гибсона - "Страна призраков". В книгах Гибсона все было взаимосвязано, все понятно, все элементы проистекали один из другого, образуя таким образом органически цельный живой и даже в некотором смысле реальный мир. При чтении же "2048" возникает ощущение, что автор просто нахватал основные элементы, присущие жанру киберпанка, и напихал их так, чтобы они просто там были. За счет чего при таком развитии техники и производства есть страны, которые развиты хорошо, а есть - еще хуже, чем нынешние отсталые страны? Как такие сильные изменения должны были повлиять на простых людей? С этим вопросом автор, кстати, пытался справиться, вводя в текст множество неологизмов - но на неологизмах все его попытки описать людей будущего и заканчиваются. Почему в России после таких крупных мировых изменений вдруг стала главенствовать РПЦ? Кажется, что автор просто хотел постебаться над современностью. И ведь это далеко не все вопросы, которые остаются при прочтении. Зачем автору задумываться над тем, как весь этот выдуманный мир будет функционировать?
Итак, автор взял ключевые элементы киберпанка, кое-как понапихал в текст, не задумываясь всерьез над результатом. Все это приправил мистикой в виде таинственного ордена ткачей, которые "шьют" "ткань" реальности. К этому добавил довольно посредственный сюжет (в котором, кстати, одна завязка только на весь первый том), отдаленно напоминающий детективный, и несколько экшен-сцен. Вуаля, роман готов!
В книге есть ряд неплохих сцен, связанных с наемником Бассом и его первой встречей с животными. Надо сказать, что тут меня действительно зацепило, страх Басса перед невиданными ему прежде существами передался при чтении. Но это весь плюс, который был обнаружен при чтении.
Выйди подобная книга лет десять назад, когда жанр киберпанка был еще довольно активным, все было бы нормально - выходили тогда вещи и похуже. Сейчас же подобная книга никому не нужна. Даже Гибсон, начав писать новую трилогию "Книги Бигенда", поместил действие уже в наш мир, хотя в повествовании элементы киберпанка им все равно иногда использовались. Мерси Шелли же, видимо, было делом принципа издать данную халтуру.
Знаете, я терпеть не могу пейсателя Лукьяненко, но надо признать, что его трилогия про виртуальный город Диптаун (Лабиринт отражений, Фальшивые зеркала, Прозрачные витражи) - куда более качественное и интересное произведение, чем роман Мерси Шелли.
Пятиминутка гнева окончена :)
Уильям Гибсон,
пейсатель,
Мерси Шелли,
книги,
литература,
Лукьяненко,
киберпанк