Параллели и Пересечения

May 06, 2010 08:59

Возможно, то, что я выложу ниже, стоило бы отправить в какое-нибудь "сообщество по интересам" здесь, в ЖЖ, или еще где-либо. Но, увы - "не состою..."

А помимо всего прочего, я уж столько всякого "узко-профильного" порассказал всей Френд-ленте, что постом больше-постом меньше - ничего страшного не произойдет, я думаю...

Так вот:

...Когда в 1990 году я начал активно взаимодействовать с Cirque du Soleil, а в 1991-м - и вовсе перебрался в Канаду, то многие (да и я сам, в том числе!) удивлялись тому, что мне практически не потребовалось хоть сколько-то ощутимого периода времени на адаптацию.
Я моментально погрузился в работу, и в первые же дни моего пребывания в Новом Свете, начал жить абсолютно нормальной для себя жизнью "воркахолика", точно такой же жизнью, какой жил и все предыдущие годы в СССР, и какой продолжаю жить и поныне.

Мои Северо-Американские коллеги, в отличие от меня, вопросом о причинах моей быстрой адаптации долго не озадачивались: "Адаптировался - и ладно! Работает - и прекрасно!"
Я же, по дотошности природной, постарался ответить самому себе на это "почему всё получается?", и, как мне кажется, ответ-таки нашел. Конечно же, как водится, за этим ответом тут же нарисовался целый лист вопросов иного качества и уровня.
Но суть тут вот в чем:

С первых же дней знакомства с Cirque du Soleil, я понял, или даже скорее - всем нутром своим ощутил колоссальное сходство в их подходе к творческому процессу с тем, как многими годами ранее подходили к тому же процессу и мы, молодые и оголтелые артисты Театра Пантомимы Гедрюса Мацкявичюса. Порой, мне становилось даже "страшно" от того, что очень многое из создаваемого в те годы в CIrque du Soleil, я, словно бы, "знал наперед", или попросту - предвкушал, хорошо понимая исходные моменты мотиваций, которые УЖЕ пережил несколькими годами ранее. Но от этого становилось не менее, а как раз-таки - БОЛЕЕ интересно.

"Мы, образца середины 70-х" и молодые квебекуа конца 80-х говорили, в общем-то, "на одном языке", низвергали одних и тех же идолов, и благополучно воздвигали на месте поверженных - новых, казавшихся вечными и непоколебимыми.

Мы в СССР 70-х "воевали" против "традиционной пантомимы", искусством которой, строго-то говоря, толком владели буквально единицы из нашего числа.

Молодой квебекский цирк конца 80-х рвал на части все возможные и невозможные клише и установления традиционного цирка, точно так же, как и мы - практически его не зная, и никак не печалясь о своем незнании канона.

Гедрюс Мацкявичюс с его творческими принципами - Порождение Прибалтийской культуры, а именно - Каунасского Театра Пантомимы, созданного пусть не литовцем, а латышом, но ПРИБАЛТОМ, Модрисом Тенисоном, ориентированным на практически запрещенную в СССР Западно-Европейскую культурную и духовную традиции.

Ги Лалиберте и семеро его единомышленников-основателей Cirque du Soleil - Квебекуа-Франкофоны, потомки Гугенотов, живущие скорее вопреки, чем благодаря ярко-выраженной Северо-Американской доминанте "Made in USA", и ориентированные на ту же, Западно-Европейскую систему ценностей...

ПАРАЛЛЕЛЬ в "Мышлении Вопреки" и тут же - ПЕРЕСЕЧЕНИЕ в стремлении к Западно-Европейскому Корню...

Но то - лишь "театр пантомимы" и "небольшой и никому не известный" провинциальный цирк.

Евразия - СССР - Европейская территория - Прибалтийские республики (Латвия, Литва, Эстония).
Прибалтийский Театр (Някрошюс, Тенисон, Падегимас, и даже Виктюк, многие годы проработавший в Вильнюсе...), Феномен Вильнюсского Джаза: Трио Ганелина (иудей Ганелин, помор Тарасов, уральский рабочий Чекасин)... Смешение культур, религий, языков, постоянно разогреваемое внутренним конфликтом и протестом.

Северная Америка - США - Канада - Провинция Квебек (Quebec).
Cirque du Soleil ("вавилон" современного цирка и спорта), Les Grand Ballets Canadiens (Русская Людмила Ширяева, "приютившая" и Нуреева, и Марго Фонтейн), La-La-La-Human Steps (Немец Эдвард Локк), Robert Lepage...

Два громадных континента, с возникшими на них махонькими этно-гео-культурными образованиями, не вписывающимися в общую континентальную картину, и правдами-неправдами, обоснованно или нет - стремящимися к отделению от пусть кормящего, но, в то же время - и всепоглощающего "монстра-большого брата"...

Не параллель ли?

Другое дело, что "большой брат" - хитер и коварен:

Прибалтийские республики бывшего СССР за что боролись - на то и...  обрели независимость, и протестовать стало, в общем-то, нечему.

А свободолюбивый квебекский Cirque du Soleil прекраснейшим образом превратился в монополиста, облачась в "кожаные ризы" корпоративного монстра, который как раз-таки и есть - "Made in USA"

Параллели это?

Или - Пересечения?...

Пантомима, Люди, Размышлялки, Сirque du Soleil, Наблюдения

Previous post Next post
Up