Сталкивались ли вы с тем, что цифровые фотографии или сканы фотопленок в напечатанном виде выглядят темнее, чем на мониторе? Тогда мы идем к вам! В этой статье я расскажу о причинах этого явления и о том, как с ним бороться.
Прежде всего, не спешите винить во всех бедах фотолабораторию. Как правило, она тут не при чем, хотя это первое, что приходит в голову. Однако даже в лабораториях, где оборудование и процессы отстроены идеальным образом, вы все равно можете столкнуться (и наверняка столкнетесь) с проблемой тёмных фотографий. Тогда в чем же причина?
Вместо вступления
Для начала важно понять, что монитор светится изнутри, а в случае отпечатка мы имеем дело с отражённым светом. В силу различия физических процессов формирования изображения, добиться их одинакового отображения на мониторе и бумаге невозможно в принципе. Для максимального сближения ощущений, которые возникают при сравнении, требуется организация специального дорогостоящего просмотрового места с особым освещением. Но на самом деле, это нужно лишь для очень специфических задач в полиграфии, и совершенно не нужно обычным фотографам.
В реальной жизни мы никогда не сравниваем картинку на мониторе и бумаге одномоментно. Почти во всех случаях берем отпечаток в руки, не глядя на монитор. А к монитору мы подходим лишь в том случае, когда возникает недовольство бумажной версией. И основная причина такого недовольства именно ощущение темных фотографий.
Всегда, когда возникает задача сравнить фотографию на мониторе и бумаге, имеет смысл ориентироваться исключительно на последовательное (а не параллельное/одновременное) сравнение с паузой не менее 20 секунд на переадаптацию зрения. При этом отпечаток нужно смотреть в условиях нормального освещения. Только в этом случае можно более-менее уверенно сказать, насколько ощущения схожи или различаются.
Почему отпечатки тёмные? Основные причины
Основные причин, по которым отпечатки выглядят темнее, чем фотография на экране, следующие:
1. Завышенная яркость белой точки на мониторе. Стандарт ISO 3664:2000 «Условия просмотра. Полиграфия и фотография» допускает установку яркости в пределах 80-120 Cd/m2. Если при калибровке монитора его яркость была завышена, то и фотографии на нём будут выглядеть избыточно яркими.
2. Недостаточные условия освещённости. Согласно пункту 4.3 указанного стандарта, условия потребительской оценки отпечатков предполагают освещённость просмотровой поверхности 500 lx +/- 125 lx. Это примерно соответствует освещённости при дневном рассеянном свете в облачную погоду. Для сравнения, освещенность жилых комнат при искусственном свете обычно составляет 50-80 lx, а в яркий солнечный день 10000-25000 lx в тени. Если смотреть на отпечаток в полутьме, то и выглядеть он будет полутёмным.
3. Присущее фотобумаге понятие контрастности. То есть сама по себе бумага в определенной степени повышает контраст изображения. Причем в первую очередь за счет теней, т.к. это выгодно с точки зрения восприятия человека и именно так реализован фотографический контраст в большинстве аналоговых и цифровых фотопроцессах. Иными словами, тени при печати всегда проваливаются больше, чем высветляются света. Практика показывает, что эта причина требует дополнительных пояснений.
4. Несовершенство CMS (Color Managment System, системы управления цветом), которая, собственно и должна решать в том числе проблему номер 3. Но, увы, по факту решает не в полной мере.
Подробнее про контраст бумаги
Дело в том, что в аналоговом мире процесс «съемка на пленку -> печать на фотобумаге» не является разорванным. Для пользователя это некий черный ящик, в который он опускает свой сюжет (нажимает на кнопку фотоаппарата), и с обратной стороны которого вылезает хороший отпечаток. При этом все процессы внутри черного ящика полностью согласованы между собой с технической точки зрения и стандартизованы.
С появлением цифровых камер в процесс съемки и печати вклинился компьютер и обработка файлов. Цифровые фотографы обрабатывают снимки, глядя на монитор. Достигают при этом филигранного соответствия изображения своим представления о прекрасном. Этот процесс интерпретации изображения можно условно назвать «печатью на экран». При этом настраивается контраст изображения, различимость деталей в тенях и светах.
Далее тщательно настроенное («напечатанное на экран») изображение отправляется на печать еще раз, уже на бумагу. Однако все современные печатные процессы (принципы экспонирования, бумага, химия) исторически предназначены для работы с плёночной картинкой, то есть при этом неизбежно происходит повышение контраста. Производители (в первую очередь Kodak и Fuji) пытаются адаптировать современные фотобумаги под цифровую фотографию, но они все равно наследуют аналоговые принципы, поскольку иначе на печати будет получаться серая малоконтрастная картинка.
Вот и получается, что при работе с цифровой фотографией в случае отпечатка контраст повышается дважды - сначала самим пользователем («печать на экран»), а затем фотобумагой («печать на бумагу»). Напомню, в первую очередь за счет теней. Отсюда - тёмные фотографии и проваленные тени. Вы можете столкнуться (и наверняка сталкивались) с этим даже если у вас идеально калиброванный монитор и вы смотрите отпечатки в идеальных условиях освещения.
Знакомая проблема? Теперь поговорим о том, как с нею бороться.
Как избежать темных фотографий при печати?
В этом месте хочется закричать «какого черта проблему несогласованности контрастов не решают производители печатных машин, софта для них?» Но, поверьте, эта злость неэффективна. С этим нужно смириться и принять как данность - такова селяви.
Как я уже говорил, современная система управления цветом, используемая в печатных и калибровочных задачах, не совершенна. Чисто технические процессы soft proofing и конвертации с использованием ICC-профиля выводящего устройства, позволяют скорректировать цветовые особенности цветовоспроизведения печатных машин/бумаг, но не в полной мере способны скорректировать светлотно-контрастные. Это связано с тем, что используемая сейчас CMS была создана давно (международный консорциум по цвету ICC в 1993 году) и не в полной мере учитывает восприятие человека. Если вы не поняли этого абзаца, не расстраивайтесь, значит он вам и не нужен - просто переходите к следующему. Особо скурпулезные могут факультативно почитать, например, статью Алексея Шадрина и Андрея Френкеля
«Color Management System (CMS) в логике цветовых координатных систем». Хотя, на мой взгляд, для фотографов погружение во все эти сугубо технические дебри реальной пользы не принесет. Я погружался, но практика, увы, несколько расходится с теорией.
Итак, CMS не совершенна. Это касается в большей степени классической фотопечати (именно таким образом печатаются 99% всех современных фотографий 10х15), и чуть в меньшей струйной печати.
Бумаги для струйной печати изготавливют как бы для цифровой печати. Но проблема в том, что её производители уже 20 лет бьют себя пяткой в грудь - «наша бумага не уступает по свойствам классической фотобумаге, и даже превосходит её!» То есть, как ни крути, но ориентируются на аналоговые процессы и неизбежно их наследуют. Соответственно, наследуют те же проблемы, которые возникают при попытке поженить цифру на аналоге (при печати с пленки этих проблем нет).
Так что же делать бедным цифровым фотографам? Ответ очевиден - конечно, перейти на пленку и забыть про все эти проблемы, как про страшный сон. Если же вы пока не готовы к этому, остается следующее:
1) Забить на эту проблему и жить с темными фотографиями.
2) Не печатать слишком темные сюжеты и сюжеты с еле различмыми деталями в тенях. При печати светлых сюжетов эта проблема почти неактуальна.
3) Если же вам нужны детали в тенях и тёмные (но не слишком тёмные на печати) картинки, в этих случаях я рекомендую специальным образом подготовить файл для печати. А именно - после финальной обработки файла применить к изображению чисто техническую как бы обратную бумажной контрастную кривую.
Чтобы это сделать, нужно понимать, какой примерно форме кривой соответствует повышение контраста при печати. Это будет примерно S-образная кривая, которая проваливает тени сильнее, чем высветляет цвета. Примерно такая:
Рис. 1. Повышение контраста при печати на фотобумаге
Обратная кривая, которая примерно нейтрализует повышение контраста при печати, соответственно, будет иметь примерно такую форму:
Рис. 2. Обратная кривая
Я сознательно много раз употребил слово «примерно». Потому что точные характеристические кривые бумаги имеют более сложные формы. Но слава богу, нам не нужно их повторять точно. Более чем достаточно работать с упрощенной кривой, которая отображает саму суть происходящих при печати процессов.
Подобрать форму кривой более точно можно лишь на личной практике. Она будет зависить от настроек вашего монитора и выбранной вами лаборатории. Но в любом случае она будет примерно такой, как я показал. Смело можете начать с моей, вы получите почти гарантированное решение проблемы темных отпечатков. Далее вы сможете уточнять свою кривую по мере необходимости.
Пример
Рассмотрим конкретный пример. Нам нужно напечатать вот такой снимок, он достаточно тёмный и содержит еле различимые детали в тенях (нижняя часть снимка).
Рис. 2. Цифровая фотография для печати
Если мы отправим его на печать в таком виде, то в силу контрастности фотобумаги получим примерно такую по ощущениям картинку:
Рис. 3. Напечатанная картинка (примерные ощущения)
Для того, чтобы нейтрализовать повышение контраста на печати, применим обратную кривую (Рис. 2). При этом отправляемый на печать файл станет блёклым, малоконтрастным:
Рис. 5. Файл для печати
Теперь, после повышения контраста в процессе печати фотографии, мы получим примерно то, что и хотели изначально:
Рис. 6. Напечатанная после специальной подготовки картинка (примерные ощущения)
Вуаля.