В третьей статье из цикла
«Багетная мастерская» я расскажу вам о том, как оформляет фотографии
багетная мастерская SREDA Film Lab и покажу примеры. Также вы узнаете о том, как можно самостоятельно рассчитать стоимость финишных работ.
![](http://www.pavelkosenko.com/lj/0316/calc.png)
Напомню - речь идет об оформлении фотографий, которые следует сохранить на будущее. Для этого используются бескислотные материалы консервационного и музейного качества, что позволяет замедлить естественные процессы старения и увеличить срок сохранности отпечатков. Именно так оформляют фотографии для музеев и галерей. Именно на таком оформлении специализируется наша багетная мастерская.
Особенно важно оформлять фотографии с использованием бескислотных материалов, если вы планируете продавать свои работы. Потому что обычные материалы (пенокартон, стандартный картон, оргалит, стандартные клеи, клеевые основы, пластификация и т.д.) содержат лигнины и кислоты - те самые вещества, которые отвечают за старение фотографий: появление на них желтых пятен и истлевание.
Специальный бескислотный картон состоит из очищенной альфа-целлюлозы или 100% хлопка и практически не содержит (или не содержит вовсе) лигнины. Это позволяет максимально увеличить срок хранения авторских отпечатков, до 100-200 лет по синтетическим тестам (против 10-20 лет в случае обычных материалов).
При этом важно использовать не только бескислотный картон, но и бескислотные клеевые основы.
Фотографию можно монтировать на бескислотный картон с помощью бескислотной монтажной ленты, однако в этом случае не обеспечивается полное равномерное прилегание отпечатка к заднему картону. Другими словами, фотография «пузырится», что в частности, требует обязательного использования стекла. Вместе с тем, использование музейного стекла не является обязательным требованием для музейного и консервационного оформления. Кроме этого, музейное стекло стоит довольно дорого, а в обычном стекле нет смысла (оно бликует и не защищает от ультрафиолета).
Поэтому единственная актуальная на сегодняшний день технология монтажа фотографии с помощью бескислотных материалов - «запекание» в термопрессе с помощью специальной бескислотной термоклеевой основы. Это обеспечивает надежное и равномерное приклеивание отпечатка к заднему картону и вместе с тем полное соответствие требованиям консервационного оформления согласно FATG (Торговой Гильдии Изобразительных Искусств, Лондон).
Базовый «сендвич»
Основа оформления в нашей мастерской - базовый «сендвич», состоящий из самой фотографии, бескислотного паспарту, бескислотного заднего картона и специальной бескислотной термоклеевой основы, которая надежно скрепляет всю конструкцию. Для её монтажа используется термопресс HotPress английской компании Drytec. Максимальный размер запекаемого изделия - 90х60 см.
Именно в виде таких «сендвичей» фотографии часто хранятся в портфолио фотографов, запасниках музеев, продаются в галереях и приобретаются коллекционарами. При этом авторская подпись и информация о фотографии (название, год, номер копии, тираж и др.) размещаются не на отпечатке, а на заднем картоне «сендвича».
Следует обратить внимание на то, что технология сборки «сендвича» предполагает скрытие части отпечатка (по 5 мм с каждой стороны) под паспарту. В случае, если отпечаток содержит технические белые поля, под паспарту уходит около 2 мм с каждой стороны фотографии.
По желанию автора мы можем сертифицировать фотографию в виде «сендвича» специальным фирменным штампом SREDA Film Lab, подтверждающим аналоговый способ печати и использование бескислотных материалов для длительного хранения отпечатка. Это возможно только для аналоговых фотографий, напечатанных в нашей фотолаборатории. Такая сертификация подтверждает оригинальность и качество исполнения отпечатка и, как правило, используется при продаже фотографий. Текст штампа выполнен на английском языке, на штампе предусмотрено место для авторских копирайтов.
Для монтажа фотографии в виде «сендвича» используется два вида бескислотных клеевых основ - необратимая и обратимая. Первая предполагает неразборный монтаж фотографии, который и становится произведением искусства. Вторая используется в тех случаях, когда необходимо оставить возможность разборки «сендвича» в будущем (это производится путем повторного его нагревания в термопрессе). Обратимые клеевые основы значительно дороже и в реальной практике используются редко.
Паспарту
Для паспарту мы используем итальянский бескислотный картон консервационного качества. Этот картон выполнен из очищенной альфа-целлюлозы и практически не содержит лигнины - то самое вещество, которое отвечает за кислотные процессы и старение бумаги (в том числе фотографий).
Так как технология производства бескислотного картона предполагает использование ограниченного набора красителей, выбор цвета паспорту консервационного качества обычно сводится к нескольким вариантам. Мы предлагаем около 30 оттенков основных цветов (белого и черного) с разной фактурой и разного цвета срезами.
Несмотря на столь широкий выбор, в реальной практике выбор картона обычно сводится к трем вариантам: белый с белым срезом, черный с белым срезом и черный с черным срезом. Именно эти варианты позволяют лучшим образом подчеркнуть достоинства фотографии, не отвлекая внимание на себя. Остальные цвета картона, как правило, используются редко, для специальных задач.
Особо ценные работы мы предлагаем оформить в картон музейного качества. Такой картон выполнен из 100% хлопка, таким образом содержание лигнинов в нем сведено к 0%. Выбор цветов музейного картона еще меньше, и сводится обычно к 2-3 оттенкам белого.
Следует иметь в виду, что стоимость музейного картона значительно выше стоимости консервационного. При этом синтетические тесты на старение показали, что его свойства немного лучше. Поэтому многие профессионалы используют консервационный картон на протяжении многих лет и доверяют ему.
Багетная рама
По желанию автора базовый «сендвич» можно оформить в багетную раму (а также защитить безбликовым музейным стеклом). В таком виде фотография приобретает законченную форму и может быть выставлена в галерее, музее, на выставке, украсить интерьер коллекционера или выступить в роли уникального подарка.
Для изготовления багетных рам мы подобираем качественные материалы из алюминия и дерева с простым прямоугольным профилем основных цветов - черный, белый, серебристый, натуральное дерево. Именно такие рамы чаще всего используются в галереях и музеях. Обычно простые рамы сложно найти в обычных багетных мастерских. При этом, как правило, их стоимость намного ниже, чем рам из сложного профиля (то, что называется «вензеля и золото»). Мы не изготавливаем рамы из пластика и других низкокачественных материалов.
Музейное стекло
В дополнение к оформлению багетной рамой с лицевой сторны «сендвич» может быть закрыт специальным музейным безбликовым стеклом. Это позволяет достичь максимальной степени защиты фотографии от воздействия внешней среды, в первую очередь от ультрафиолетовых лучей.
Мы используем только стекла музейного уровня. Основное наше стекло - безбликовое музейное стекло Artglass Ultravision UV‑70 высокой оптической прозрачности и с высокой степенью УФ-защиты.
Также в ближайшее время мы сможем предложить бюджетный вариант - музейное безбликовое оргстекло Plexiglass высокого качества, единственным недостатком которого является податливость к царапанию. Вместе с тем, благодаря своим гибким свойствам, оргстекло не бьется и, в частности, менее чувствительно к толщине рамы и перевешиванию картин с места на место. Для того, чтобы снизить вероятность появления царапин на оргстекле, его протирают оптическими салфетками, иногда с использованием специальных жидкостей. Однако со временем оргстекло может в некоторой степени помутнеть, в таком случае рекомендуется его замена. Активно использует оргстекло Plexiglass для оформления фотографий при их продаже агентство Magnum Photos.
Примеры оформления фотографий
Пример 1. Фотография на картоне, без паспарту, стекла и рамы. Размер фотографии 10×15 см. Размер полей картона 3 см с каждой стороны. Размер изделия 21×16 см. Стоимость оформления - 374 руб.
Пример 2. Базовый «сендвич», без стекла и рамы. Размер фотографии 21×21 см. Размер окна паспарту 20×20 см. Размер полей паспарту 5 см с каждой стороны. Размер «сендвича» 30×30 см. Паспарту из бескислотного белого картона с белым срезом (артикул W148). Стоимость оформления - 1323 руб.
Пример 3. Базовый «сендвич» с рамой. Размер фотографии 46×31 см. Размер окна паспарту 45×30 см. Размер полей паспарту 7,5 см с каждой стороны. Размер «сендвича» 60×45 см. Паспарту из бескислотного белого картона с белым срезом (артикул W148). Рама из черного матового алюминиевого профиля Nielsen № 1. Стоимость оформления - 5577 руб.
Калькулятор багетной мастерской
Теперь, когда вы знаете ключевые нюансы бескислотного оформления фотографий, вы можете самостоятельно рассчитать стоимость оформления ваших работ на нашем сайте:
https://shop.sreda.photo/framing/ Там же вы найдете информацию о том, как сделать заказ.
Добро пожаловать!