Оба кадра:
Цхалтубо, Грузия, апрель 2017
Пленка Kodak Portra 400
Камера Hasselblad 503cw + Carl Zeiss Planar 2.8/80
Ручная оптическая печать с негатива
Бумага Kodak Endura Premier (глянцевая)
20x20 см
Скан
Все-таки показывать сканы с отпечатков мне нравятся больше, чем с пленок. Во-первых, когда я демонстриую отпечаток, речь идет о реально существующей фотографии. Которую можно посмотреть, пощупать, оформить в раму, продать, выставить в галерее, повесить на стену и т.д. Более того, фотография существует только в таком (и никаком другом) виде. Ибо когда мы показываем сканы с пленок, это всего лишь набор пикселей и не более того. Конечно, этот набор пикселей вполне визуализируем, но после печати их интерпретация все равно будет другой. А уж когда речь заходит о ручных отпечатках с негатива, то никогда две фотографии не будут одинаковыми. Они могут быть очень похожи, но всегда будут отличаться. Соответственно, немного странно заявлять миру о том, что ты сделал снимок и показывать недоделанный поуфабрикат (скан с негатива). Хотя многих вполне устраивает демонстрация чего-то такого, что когда-нибудь потом чисто теоретически может превратиться в фотографию (но почти никогда не превращается).
Во-вторых, скан с негатива всегда обладает повышенным запасом на обработку, что есть не очень хорошо. Дело в том, что цифровая обработка скана это и есть имитация печати. Не сделать ее нельзя, т.к. иначе изображение получится слишком вялым. А сделать - это всегда предположить как снимок будет напечатан. Хорошо, если у вас хороший сканер/софт и вы имеете богатый опыт ручной печати. Если нет, то значительно снижается вероятность повтора картинки, которую вы видите на мониторе, когда (если) речь зайдет о ее ручной печати в темной комнате. Можно, конечно, напечатать на цифровом минилабе или струйном принтере, но тогда мы уходим в гибридный процесс пленка/цифра, в котором легко заблудиться, и который не является истинным (я думаю, ни для кого не секрет, что многие галереи с особым пиететом относятся аналоговым фотографиями, а некоторые вообще не принимают цифровые или гибридные снимки).
В-третьих, отпечаток стоит денег (а ручной отпечаток стоит больших денег). Это значит, что автор очень хорошо подумает, прежде чем напечатать фотографию. Таким образом печать - еще один уровень селекции, еще один этап отсечки ненужных снимков. Еще один уровень повышения качества фотографии - не только технического (хотя это тоже), но в первую очередь эстетического и смыслового. Сам факт съемки на пленку заставляет автора принципиально иначе относиться к тому, что он делает. Это сильно влияет на первичный отбор в процессе съемки. Второй уровень селекции - съемка на средний формат, который повышает отвественность в разы (а съемка на большой формат вообще запредельная творческая ответственность перед самим собой). Третий уровень, это собственно, ручная печать. Если снимок дожил до этого этапа (собственно, говоря, до реализации), значит он действительно что-то значит для автора.
Хотя, конечно, и сканы с пленок тоже имеют смысл. Это и превью, и архив, и просто снимки на память, и процесс осмысления отснятого материала. Сканы с пленок я тоже показываю, но у них более промежуточная, прикладная, а иногда даже и просто бытовая функция (что, конечно, не есть плохо).