Примерно полгода назад старший сын (7 лет) заявил: «папа, купи мне фотоаппарат, который делает фотографии». Я сначала не понял, поэтому сын уточнил: «а у то у тебя столько фотоаппаратов, а фотографий нет». Эта простая мысль поразила меня до глубины души, таким образом в нашем доме появился Instax Wide 300.
Почему именно эта камера, а не один из многочисленных Instax Mini или Ploaroid? Скажу честно, в тот момент я выбирал по стоимости расходных материалов. Уже позже сравнивал по другим характеристикам, свои плюсы и минусы есть в каждой системе, но в итоге о выборе не пожалел.
Этот фотоаппарат мы используем в основном для семейного альбома. Сам процесс съемки детей увлекает слабо, а вот смотреть на то, как проявляются фотографии, они могут часами! Ради этого магического момента они даже готовы позировать, хотя в обычную камеру эти комочки энергии с броуновской траекторией не поймать.
Мои друзья и знакомые неоднократно удивлялись, почему я до сих пор ничего не написал про эту камеру в своем блоге. Видимо настало время поделиться впечатлениями от съемки на камеру, показать несколько семейных снимков (сделанных вчера, 2 мая, в деревне) и вообще рассказать немного о современной моментальной фотографии.
Начнем с того, что моментальная фотография жива. И не просто жива, а живее всех живых. По некоторой инсайдерской (конечно, не подтвержденной, поэтому относитесь к ней как к слухам) информации, направление Instax является самым быстрорастущим в компании Fujifilm. Настолько, что рекламные бюджеты в основном переориентированны именно на камеры моментальной фотографии, а прибыль от их продаж чуть ли не перекрыла уже прибыль от продажи цифровых фотоаппаратов. По некоторой (опять-таки, неподтвержденной) информации, одна лишь только сеть «М-Видео» продает 3,000 камер в неделю. Представляете, сколько затем продается к ним кассет?
Вполне логично, что такой спрос дает возможность оптимизировать и удешевить производство. Подтверждение тому - сниженные в начале этого года цены на расходные материалы Instax. Это произошло, когда доллар продолжал расти вверх, что удивительно вдвойне и вполне можно расценивать как косвенное подтверждение тех самых слухов.
Цены снизились, конечно, не капитально, но заметно. Так называемая РРЦ (Рекомендованная Розничная Цена), ниже которой продавать товары официальным диллерам и селлерам Fujifilm не разрешается, упала примерно на 10%. Например, на кассеты
Fujifilm Instax Wide 20 (20 снимков) РРЦ снизилась с 950 до 850 руб.
В Москве не так уж и много магазинов, продающих Instax по РРЦ. Кроме упомянутого выше «М-Видео», в этот список также входит
магазин «СРЕДА», который также является официальным селлером. Дело в том, что в случае продаж по РРЦ магазинам остается незначительная наценка, поэтому большинство других магазинов продают инстаксы по более высоким ценам.
При цене 850 рублей за 20 снимков стоимость одной фотографии получается 42,5 руб. Нельзя сказать, что очень дешево, но и удовольствие от такого снимка с цифровой фотографией тоже сравнивать бессмысленно. Причем рационально его объяснить невозможно - если рассуждать логически, моментальный снимок не выдержит критики: недостаточно резкий, со странными цветами, его не выложишь в 2 клика на Фейсбук и т.д.
Вместе с тем недостатки являются продолжением неоспоримых преимуществ: мы получаем настоящий, единственный и неповторимый аналоговый снимок в руках, а не призрачный набор единичек и ноликов на мобильном телефоне. В эстетике тех самых цветов из прошлого, по которым так скучает Instagram, и которые так тщетно и совершенно безуспешно пытаются повторить тысячи приложений для iPhone, плагинов и фильтров в Lightroom. Ну и конечно, магия. Настоящее волшебство, на которое смотрят с замиранием сердца не только дети, но и почти все без исключения взрослые.
На мой личный взгляд, компании Fujifilm хорошо удалось повторить эстетику 70-80-х годов. Хотя инстаксы по цветам несколько более современны, в общем и целом они весьма похожи на полароиды 30-летней давности. Особенно если их оставить на пару недель выгорать под солнцем на подоконнике :)
А что же происходит в наше время с настоящими палароидами? Во-первых, они давно сняты с производства. И камеры, и кассеты. Тем не менее, камер в свое время было произведено так много, что и до сих пор их можно купить без каких-либо проблем, и по очень адекватным ценам в очень хорошем состоянии. Например,
здесь фотоаппараты Polaroid стоят всего 2390/2490 руб.
С кассетами сложнее. Когда в 2008 году Polaroid объявил о прекращении эры моментальной фотографии, откуда ни возьмись появилась группа энтузиастов, которые выкупили их последний завод всего за несколько дней до его полного закрытия. К этому времени уже была демонтирована большая часть оборудования, не говоря о самой технологии. Поэтому ребятам, которые назвали свою фирму Impossible пришлось действительно сделать невозможное и изобрести моментальную фотографию заново.
На удивление им не только удалось это сделать, но и добиться весьма аутентичных цветов на кассетах нового поколения. Через некоторое время Impossible вышли на приличные объемы производства. Они поддерживают несколько форм-факторов кассет для разных типов камер, а также выпускают черно-белые кассеты и кассеты с разноцветными рамками. Позже все-таки им пришлось сузить ассортимент, сконцентрировавшись на самом главном.
В отличие от инстаксов, импоссиблы обходятся намного дороже. Например, классический
Impossible Color c белой рамкой для Polaroid 600-ых серий стоит 1790 руб, и дешевле найти крайне затруднительно. При этом внутри не 10, как мы привыкли, а всего 8 снимков. Таким образом стоимость одного снимка на Polaroid в наше время обходится почти в 224 рубля, то есть в 5 раз дороже, чем instax.
Конечно, конкурировать с Fujifilm Импоссиблу трудно. Тем не менее, у Polaroid/Impossible есть свои преданные фанаты, которые ценят не только формат самого кадра и его идеально ровную зеркальную поверхность, но цветовую гамму (значительно отличающуюся от Instax в сторону ретро-ощущений), а также непредсказуемость цветов. Из одной и той же кассеты в одних и тех же условиях вы можете получить довольно разные цвета - и это не является недостатком, а наоборот считается преимуществом ценителей ломографических подходов. Поэтому, на удивление, Polaroid/Impossible в наше время тоже вполне себе жив. Я тоже планирую купить Polaroid через некоторое время, потому что у него действительно другие, и тоже весьма привлекательные цвета. Но об этом я напишу как-нибудь в другой раз.
Если вернуться к Instax, то у них есть два типа кассет: Mini (размером 62х46 мм, примерно с визитку) и Wide (62x99 мм, примерно в 2 раза больше). В основном спросом пользуется маленький формат Mini, поэтому Fujifilm выпускает под них множество камер, фотоальбомов и различных аксессуаров. Однако лично мне нравится формат побольше, поэтому я предпочитаю Wide. Камера под этот формат у Фуджи пока только одна, называется
Instax WIde 300. Она, конечно, более громоздкая, но и фотографии зато получаются большие, как на настоящем Палароиде.
Меня полностью устраивает эта камера, однако если вы выберете такую же, имеет смысл учитывать пару моментов:
1) В ней неотключаемая вспышка. Есть режим, который позволяет насильно включить вспышку, чтобы она работала даже на ярком свете. Но нет возможности отключить вспышку совсем. Впрочем, на практике это оказалось не минусом, а даже скорее плюсом, т.к. при совсем уж плохих условиях освещения без вспышки кадр будет просто испорчен.
2) Лично мне не хватает еще одной ступени экспокоррекции в минус. Камера позволяет осветлять (режим L, Light) или затемнять (режим D, Dark) кадр, что действительно крайне необходимо. Но когда снимаешь на очень ярком солнце, иногда хочется затемнить еще сильнее. Этот момент я тоже не отношу к минусам, скорее просто особенность камеры и пожелание разработчикам на будущее.
Камеры под кассеты Mini бывают довольно навороченные, дающие расширенные возможности по управлению экспозицией. Например,
Instax Mini 90. Но лично мне все-таки больше по душе большая картинка, пусть и с более громоздкой камерой. Хотя для путешествий все же подумываю купить себе 90-ую мини. Кстати, это отдельное шоу - съемка на камеры моментальной фотографии в путешествиях! Дающее принципиально новые возможности по взаимодействию с малознакомыми людьми. Про это тоже как-нибудь отдельно напишу.
В общем, мир-труд-май! Да здравствует моментальная фотография!