Ответы на вопросы к творческой встрече «Х-фотограф Павел Косенко»

Jun 08, 2015 04:25



Фотография Михаила Емельченкова

Спасибо всем, кто пришел вчера на творческую встречу. Снова было много людей, на этот раз около 150 человек. Мне это, безусловно, приятно. На встрече я обещал дать краткие письменные ответы на вопросы, которые были заданы в блогах компании Fujifilm - Facebook, ВКонтакте, Instagram. Выполняю свое обещание.

* пунктуация и орфография сохранены *

1. Pavel Shi: Павел, вот скажите как на духу - что лучше - айфон или фуджик? Понятно, что цели и назначение разное, но всё же. Вот просто если бы был выбор? :)

Прям как в детской игре - «Выбирай, а то убъем». Если ставить вопрос именно так, то в настоящее время я выберу айфон. Потому что пока только на нем работает изобретение моей команды, интеллектуальная камера Degradr (приложение для iOS). Для меня это сейчас важнее, чем преимущества оптики, шумов и других технических параметров. Если бы не было Degradr, то есть буквально полгода назад, я бы однозначно выбрал фуджик. Но слава богу, в реальности выбирать, стоя под дулом пистолета не приходится, поэтому в реальной жизни я использую и то и другое.

2. Andrey Manannikov: Если прогресс миниатюризации камер пойдёт дальше. Готов ли Павел, в угоду мобильности, вживить фотоаппарат, например в глаз? И какие сюжеты он будет снимать, если представить, что это уже произошло?

Если вживить фотоаппарат в глаз, то будет неинтересно. Слишком доступно. Для меня в процессе должна оставаться определенная интимность, сохраняться какие-то ритуалы и необходимость шаманских пассов. Тогда возникает магия.

3. Alexey Kot Chernov: Павел, у меня немного философский вопрос - как фотография и сам процесс фотографирования изменил вас как человека, как он изменил ваше мировосприятие. Вы ведь наверняка на многие вещи стали смотреть по-другому? И бывают ли такие моменты, когда вы видите что-то очень красивое и вам просто хочется это созерцать глазами, не притрагиваясь к фотоаппарату, пусть даже получился бы чудесный кадр? Спасибо. Буду очень рад увидеть вас завтра на творческой встрече.

Фотография повлияла на меня кардинально. Начиная с того, что я стал внимательно смотреть вокруг, гораздо больше видеть и острее чувствовать, и заканчивая тем, что ушел со всех работ и кардинально изменил свою жизнь, посвятив ее целиком любимому делу. Перестал гнаться за призрачными успехами и начал ощущать себя счастливым человеком здесь и сейчас. Созерцать красивое, не притрагиваясь к фотоаппарату, мне приходится довольно часто - далеко не все красивое я хочу снять и что-то из этого сделать. Просто красивое, для меня этого уже недостаточно с точки зрения фотографии, но бывает вполне достаточно для созерцания. Особенно, если речь идет о природе.

4. Сергей Аксютенко: В настоящее время количество различных систем и камер зашкаливает, с прошлым веком количество функций несравнимо. Возможно логично развивать конкретные системы под конкретные задачи, как то пейзажная фотография или портретная? Или все же техника не настолько важна? И какой вам видится идеальная камера для стрит фотографа и фотографа колориста?

Техника важна, но вторична. Функций у современных фотоаппаратов избыточно много. Как стрит-фотографа, снимающего в цвете, меня абсолютно устраивает Fujifilm X-T1 и iPhone. Другое дело, что стрит-фотография лично для меня в целом пройденный этап. Но и для задач худжественной фотографии упомянутой техники более чем достаточно. Она практически идеальна, в том числе за счет своей компактности.

5. Илья Корнейчук: Случалось ли во времена зеркального прошлого, что думали, взять с собой камеру на прогулку или не брать, не брали (тяжелая, надоела!) и потом горько сожалели об упущенном кадре? И второй вопрос уже про современность - хотя бы раз было так, что жалели, что у вас с собой нет полнокадровой или среднеформатной камеры?

В прошлом да, такие сожаления у меня были. Сейчас - нет, даже если под рукой нет вообще никакой камеры или телефона. Меня не расстраивают «упущенные возможности», потому что это иллюзия. «Если бы да кабы» не бывает. Есть только данный конкретный момент жизни и мы в нем. Я практически никогда ни о чем не жалею, по крайней мере в плане фототехники и сюжетов уж точно. И уж точно, я не жалею, что у меня нет полнокадровой или среднеформатной камеры, потому что не вижу причин, по которым мне имело бы смысл вообще ими пользоваться.

6. Илья Корнейчук: Так, то были вопросы по системе. Теперь по фотографии. Путь от снимка любителя к хорошей такой качественной фотографии лежит через опыт, практику, знание основ и своего аппарата. Мне так кажется, что пройти его может каждый. Кто-то за несколько лет, кто-то за несколько месяцев, а кто-то за считанные недели. А вот путь от хорошей качественной фотографии к шедевру... это что, вообще? Причем, под шедевром я подразумевая не случайный удачный кадр, который делаешь один-два раза в жизни, в лучшем случае, а именно сама способность этот шедевр сделать? И маленький подвопрос, какое место тут будет занимать техника и ретушь? Спасибо.

Шедевры в наше время может снять любой человек. Правда, далеко не каждый может их определить в своей съемке. В любом случае, отдельными шедеврами давно никого не удивишь, почти у каждого фотографа их сотни. Но время шедевров давно закончилось. Сейчас время проектного мышления и фотографа как личности. А до этого уровня доходят единицы, из которых еще меньшая часть делает что-то по-настоящему новое и глубокое.

Техника и ретушь во всем этом процессе занимает свою уверенную, но сугубо вторичную роль. Грубо говоря, для фотографии не имеет никакого значения, есть они или нет. Это всего лишь инструменты, которыми пользуются разные фотографы в разной степени. В какой именно, определяют они сами для своих личных задач. Зрителя это не интересует.

7. Александр Петров: Если Вы сами не закончили никакой фотошколы, научившись фотографировать благодаря самообразованию в сети, то зачем организовывать свою и какой в них вообще сейчас смысл ?

Школа родилась совершенно случайно из моих собственных интересов. Поначалу я организовывал семинары и мастер-классы исключительно для того, чтобы пригласить умных людей и самому поучиться у них. Поначалу я не только не преподавал сам, но и вообще ничего на этом не зарабатывал. Зато это давало мне возможность учиться лично у тех людей, у которых я хотел учиться - как правило, все они жили в других городах и странах, и привезти их в Москву можно было только скооперировавшись с другими желающими. Подробно эта история описана вот здесь.

Я вижу ключевой смысл фотошколы (за другие не скажу, но в нашей точно) - в общении, обмене опытом, практике под руководством более опытных фотографов и кураторской работе. Очень сложно вариться в собственном соку, когда некому показать свои работы и не с кем посоветоваться, куда и как двигаться дальше. В свое время мне очень не хватало профильного общения с более опытными товарищами, и я прилагал огромные усилия к тому, чтобы его получить. Отсюда, собственно, и родилась школа. И отсюда название «СРЕДА». Среда для общения и творческого роста.

8. Андрей Грейс: Когда ловишь кураж, для тебя место - барбариска или суфле?

Колбаса!

9. Максим Беленков: Учитывая столь стремительное развитие #Degradr, не планирует ли Павел провести переговоры с компанией Fujifilm о включении #Degradr в прошивку камер Fujifilm?

Павел не планирует ни с кем проводить переговоры. Но Павел открыт для переговоров, если у кого-нибудь из вендоров возникнет такое желание.

10. Чекушин Артемий: Нужно ли программному обеспечению камер от компании fujifilm иметь открытый api? Хотелось ли бы Вам иметь возможность устанавливать в камеру сторонние приложения для последующей обработки фото в камере?

Нужно. И постепенно мир идет к этому.

11. Igor V. Podkopaev: Павел, здравствуйте! Если Вы во время пробежки увидели отличный кадр, вы возвращаетесь с фотоаппаратом на это место?))

Иногда да. Но кадр это не место, а место и время. Поэтому если я и возвращаюсь, то не за кадром, а за фактурой, которая возможно позволит сделать другой кадр. А может быть и не позволит.

12. Dmitriy Pchelincev: В чём будущее фототехники? Мегапиксили наращиваются, шумов меньше, а с цветом у большинства по-прежнему всё очень плохо. Настолько плохо, что мы вынуждены оглядываться назад и искать эстетику цвета в плёнке. Появится ли интеллектуальный подход к цветопередаче у камер будущего? осознают ли производители фототехники важность этой составляющей?

Сложно сказать. Производители живут по законам, которые создают потребители. А тут все довольно грустно, ибо широкий зритель желает видеть некрасивую кислотную картинку. С другой стороны, 300 млн пользователей очень плохой камеры с довольно гнусным цветом под именем Instagram, безусловно, вселяют определенный оптимизм.

В любом случае, на мой взгляд, потребность в эстетике уже не просто назрела, но и перезрела. Почему до сих пор так мало людей способны сделать в этой области что-то действительно достойное, меня удивляет. Со времен Роберта Ханта и его команды, по сути этим занималось только два человека: Илья Борг и Андрей Твердохлеб. Всё. Больше никто. Во всем огромном мире с огромным количеством камер, софта, прошивок, конвертеров, приложений и разных железок, и той многомиллионной толпы, которая задействована в индустрии. Не нашлось ни одного человека, кроме двух энтузиастов-«самоделок». Никто больше не только не продвинулся дальше, но и даже не изучил описанный на бумаге 34-летний опыт Kodak и не воспроизвел ключевые эстетические решения. В общем, как всегда - все опять приходится делать самому.

13. irephar: Добрый день! Вопрос Павлу. При работе с инструментом "кривые", появляется "пила" которая становится заметна на изображении. Не знаете ли Вы, Павел, как ее сгладить? Спасибо

Вопрос из какого-то далекого прошлого. Последний раз я сталкивался с такой проблемой примерно 9 лет назад, когда снимал на очень старые фотоаппараты. Если мне не изменяет память, такое бывает в случае сильного повышения контраста (и вообще значительной обработки) при работе с 8-битным джипегом. Может быть есть какие-то и другие нюансы технические, я реально уже не помню, спросите лучше у технических специалистов.

14. artemi: как стать X-фотографом. Туда берут членов СФХР?)

Если мне не изменяет память, берут только членов ВЛКСМ и ГКЧП.

15. zadorozhny: Фотографию "убивал" уже десяток раз каждый новый технологический виток, но по существу это каждый раз эволюция и развитие. Последний кардинальный случился с приходом качественных камер в телефонах и максимальной интеграцией в интернет, чай появление инстаграм. Путь от создания фото, до его показа миллионной аудитории сократился до секунд. Какие ты видишь позитивные и негативные последствия для культуры фотографии и нашей жизни сейчас и через пять-десять лет от этого витка, и каким станет следующий виток.

Позитивное последствие - появился новый жанр фотографии под названием «селфи». Негативных последствий не вижу. Какой будет следующий виток, не знаю, но думаю, люди испытывают острую потребность научиться быстро выбирать из тысяч отснятых файлов лучшие и что-то делать с ними. А не просто хоронить на жестких дисках и в соцсетях. Возможно, витки будут как-то связаны с этим.

16. maximkrukovich: Павел, как Вы проводите свободное от фотографии время? )) Максим, Челябинск.

Я не разделяю жизнь на работу и семью, на фотографию и нет. У меня все «в одном флаконе», гармонично дополняя друг друга. С этой точки зрения можно сказать, что времени «без фотографии» у меня не бывает. Например, когда я просто смотрю кино, я все равно обогащаю свой визуальный опыт, то есть косвенно занимаюсь фотографией. А когда гуляю с детьми, то фотографирую их. И т.д.

17. img2128506: Реально ли фотографу из провинции не состоящему ни в каких фотографических кланах, не имея волосатой руки сверху и прочих факторов малосвязанных с фотогафией, но позволяющих достичь известности, пробится до уровня известного фотографа.

Реально. Примеров масса, скажем Петр Ловыгин. Это определяется исключительно качеством авторского контента, и практически ничем более. Хорошая фотография сама достучится до кого надо. Как и вообще любой качественный продукт.

18. Андрей Герасимович: Хотелось бы послушать о видеосъёмке на камеры х-серии. Понимаю, что фотокамеры не для этого, но видеокамера далеко не всегда есть под рукой, а фотокамера - почти всегда. Интересует, например, сравнение качества видео на разных камерах, опыт использования внешнего микрофона.

Я не занимаюсь видно, мне это не интересно. Соответственно, про видео ничего сказать не могу.

19. Сергей Модин: Вопрос-шутка для Павла Косенко. Есть такая притча, расскажу своими словами. Итак. Перед тем как нарисовать очередную гениальную картину художник спускается в подвал, выпивает бутылку вина, поднимается в свою мастерскую по лестнице и рисует гениальную картину. Через некоторое время ситуация повторяется, он опять спускается за вином, опять поднимается по лестнице и рисует не менее гениальную картину. И вот уже в третий раз он спускается в подвал, опять выпивает бутылку вина и поднимаясь по лестнице падает с нее. Итак, вопрос, как повлиял ваш переход к здоровому образу жизни на ваше творчество и работоспособность в целом? Спасибо

Сложно назвать здоровым образом жизни режим сна с 4 до 9 утра, мучное, сладкое на ночь и т.д. От здорового образа жизни я взял только привычку бегать и периодически ограничивать себя в алгоколе. На работоспособность и творчество в моем случае это не влияет никак.

20. Николай Юрин: Вопрос Павлу: Есть ли математический рецепт "идеальных" цветов? почему производители камер сейчас не применяют это? Если раньше над созданием фотопленки работали колористы, то почему сейчас работу над гармонизацией изображения "из камеры" только фуджики как-то проводят?

Гармонию алгеброй не проверить. Рецепта идеальных цветов не существует. Но существуют определенные закономерности в их восприятии, которые можно творчески использовать - в частности, в пленке и других видах обработки фотографий. Результат будет определяться в основном визуальным опытом фотографа и в некоторой степени эстетической поддержкой от производителя. Производители камер пока не чувствуют потребности широкой аудитории в эстетизации изображения. Фуджи, при всем уважении, тоже делают это весьма условно, скорее используя как маркетинговый ход.

21. Серёжа Ратников: Хотел бы ты ещё облегчить свою фототехнику, да ещё и руки освободить? Чтобы, скажем, фототехника была встроена в твои очки, а спуск затвора происходил по команде датчика, отслеживающего определённое движение. Например, осознанное моргание. Другой датчик бы отслеживал фокусировку твоих зрачков. Есть вопрос к кадрированию (выбору угла обзора), но это тоже, в принципе, решается, но уже, наверное, механическим ползунком на дужках очков ) Типа как Циклоп из Людей Иск регулировал мощность лазера, который исходил из его глаз. Только у нас регулировался бы угол обзора. Впрочем, у iPhone фикс - и пользуется же спросом в качестве камеры ) Или, может, каким-либо другим ты видишь удобный фотоаппарат в будущем?

Уже отвечал на эти вопросы выше.

22. Михаил Емельченков: Вопрос Павлу: имея качественную и компактную камеру Fuji, можно брать её всегда и везде, и, соответственно, находить интересные сюжеты и события. Как можно заработать на таких снимках (не заказанных заранее)? Например, продать фото с какой-либо выставки или мероприятия, где ты посетитель, или же снимать случайных людей и продавать им фото, как на ресурсе flash-photo.pro, или же просто красивые фото города и т.п.? Очень хочется услышать о реальном Вашем опыте и опыте друзей/знакомых, конкретных примерах, что, как и кому удавалось продать, а какие методы точно "не работают". Немного меркантильно звучит, но кто не мечтал, чтоб хобби хоть немного окупалось.

Я никогда не гонюсь за деньгами и не думаю о них. Меня интересует фотография и качество авторского контента. Все остальное приходит автоматически. Как только фотограф начинает идти на поводу у финансовых задач, он вынужден превращаться в профессионала и тем самым, хочешь не хочешь, но в определенной степени убивать в себе творца. Я считаю, что надо просто делать хорошую фотографию, а деньги откуда-нибудь сами придут. Если же не придут, значит еще рано, фотография не достаточно хороша, интересна, нова и т.д. Бывает, конечно, что и плохая фотография приносит деньги, и довольно часто. Но вот в этом я точно ничего не понимаю и посоветовать не могу.

23. Сергей Смирнов: Вопрос для Павла Косенко: как вы пришли к фотографии и как вы осознали эстетическую и композиционную составляющую цвета? Почему фотография именно в цвете?

Фотографией я еще в детстве занимался, и с самого начала ничто меня не увлекало в этой жизни сильнее. Потом были значительные перерывы, до 10 лет - все это время я занимался многими интересными делами, но не чувствовал себя на своем месте. И лишь когда снова вернулся к фотографии, вновь ощутил внутренний комфорт. В хорошем цвете у меня наверное какая-то физиологическая потребность. Иначе я не могу объяснить свою почти наркотическую в нем необходимость. Ч/б я тоже люблю, но цвет имеет на меня особое воздействие, не поддающееся рациональному объяснению.

24. Павел Федотов: Вопрос Павлу Косенко: Перешёл на X-T1 с Nikon D800. Как перестать испытывать острое чувство недостаточного размера кадра?

Перестать вообще думать в терминах размера кадра. И вообще перестать использовать любые технологически понятия. Они не имеют к фотографии никакого отношения и лишь мешают вам, загружая ваш мозг совершенно не нужной информацией.

25. Максим Скворцов: А звание х-фотографа дает его обладателю какие либо бонусы ?)

Даёт. Скидки при покупке фототехники в личное пользование.

26. Андрей Топчий: почему я, живущий в Санкт-Петербурге, уже битый раз, чувствую себя обделенным на интересные фото-ивэнты?

Потому что вы живете в Санкт-Петербурге.

Спасибо за ваши вопросы! Даже не ожидал, что их будет так много.

фотошкола

Previous post Next post
Up