Фототуры

Jan 13, 2015 10:00



Хорошо знакомое многим людям слово «фототур» на самом деле не всегда означает то, что от него ждут, и не всегда то, что в него вкладывают. Это такое универсальное слово общего пользования, вроде «инженер» или «менеджер», которое обозначает всё сразу и вместе с тем ничего конкретного. Вместе с тем слово в фотографических и околофотографических кругах крайне употребимое, поэтому, полагаю, будет полезно с ним разобраться. Для того, чтобы лучше понимать, что нужно именно вам и как относиться к тому, что вам предлагают.

Не сложно догадаться, что слово «фототур» состоит из двух частей - «фото» и «тур». Оно обозначает некое облако всех возможных мероприятий, связанных одновременно с фотографией и путешествиями. В зависимости от акцентов это может быть что угодно от обычных туристические маршрутов, в которых не запрещено фотографировать, до полноценных мастер-классов по фотографии на пленере.

В первом случае вас ждет турпоездка в группе с пенсионерами и молодоженами, которые по команде гида достают мыльницы и фотографируются на фоне достопримечательностей. В последнем - серьезное обучение фотографии в кругу единомышленников, лекции по истории искусств, ежедневный разбор ваших фотографий и другие фотографические практики вплоть до рисования и живописи. Где-то между этими крайностями с рюкзаками и штативами бродят группы пейзажных фотографов, снимающих закаты и рассветы. И все это будет называться одним словом «фототур».

Несложно догадаться, что в одном случае ударение делается на «тур», а в другом на «фото». В общем виде эти акценты можно сформулировать следующим образом:

фотоТУР (ударение на «тур») - путешествия с фотоаппаратом
ФОТОтур (ударение на «фото») - обучение фотографии в путешествиях

Равновесие достигается, когда поездка сбалансированно совмещает в себе познание мира, обучение фотографии и общение с единомышленниками. Однако, на мой взгляд, равновесие здесь не обязательно. Кого-то привлекают оригинальные туристические маршруты и экзотика, а от ведущего фотографа вполне достаточно пары-тройки советов за все время поездки. Другие едут учиться у конкретного мастера и им в общем и целом все равно, где и что снимать. Но редко бывает так, чтобы участникам фототура было все равно, с кем они едут.

Компания имеет принципиальное значение. Чем четче спозиционирован формат поездки, тем больше шансов, что подберутся близкие по духу люди, с которыми будет интересно и комфортно. Поэтому, если вы присматриваетесь к тому или иному фототуру, и у вас возникают вопросы - не стесняйтесь их задавать организаторам. Чем больше вы узнаете «на берегу», тем комфортнее вам будет в плавании.

Вопросы, которые имеет смысл задавать, и которыми имеет смысл задаваться:

1. Куда едем?

Безусловно, вам должен быть интересен маршрут. Даже те, кто едут на мастер-класс к известному фотографу ради того, чтобы поучиться, все равно оценивают место проведения. Это может быть один город или многодневный поход с утра до вечера, и даже автопробег по нескольким странам. Важно, чтобы вам хотелось поехать в эти места. При этом имеет смысл обратить внимание на то, сколько в программе планируется перемещений и смены мест ночевок. Чем больше перемещений, тем ближе формат к «туру». Чем меньше перемещений, тем больше к «фото» составляющей. Оба варианта имеют право на существование, выбирайте тот, что ближе вашему мироощущению в данный момент времени.

2. Кто ведущий фотограф?

Если вы не знаете ведущего фотографа, не спешите делать выводы. Обязательно посмотрите его фотографии в интернете и почитайте о нем. Мы не можем знать всех фотографов и не надо упускать шанс расширить свой кругозор. Вполне вероятно, что вы проникнитесь фотографиями мастера и захотите у него поучиться или даже просто с ним попутешествовать. Немаловажный фактор - интерес к человеку как к личности. В мире много хороших фотографов, но мало тех, кто готов и умеет делиться своими знаниями. Еще меньше тех, с кем интересно и комфортно «прожить» неделю плечом к плечу.

3. В чем отличие от аналогичных туристических поездок?

Если речь идет о фототуре, каковы бы не были акценты, он должен отличаться от обычных туристических поездок. Это может проявляться в разном: заранее выверенные места и спланированное время съемок в зависимости от времени суток и погоды, нетривиальные маршруты, необычные события (фестивали, праздники и т.д.), специальные разрашения на съемку в труднодоступных местах, совместное посещение музеев, создание особой арт-атмосферы (средневековые замки, театры, киностудии), привлечение профессиональных моделей, визажистов, стилистов, постановка эффектных сюжетов и т.д. И, конечно, программа лекций и обсуждений фотографий - это настолько важно, что необходимо вынести в отдельный пункт.

4. Сколько времени в программе уделено разбору отснятого материала?

Фототур - это всегда фотографическая практика, каковы бы не были его акценты. Любые советы по фотосъемке бессмысленны без отсмотра и анализа отснятого материала. Оценивать результаты можно и прямо «в поле» на экранчике камеры, но куда более эффективно это делать в специально отведенное время. Причем, лучше перед большой проекцией, чем перед экраном ноутбука. Наличие у организаторов качественного проектора напрямую указывает на то, что акцент мероприятия смещен в сторону слова «фото». Впрочем, вполне очевидно, что в случае, например, фотоэкспедиции в горы, проектор вряд ли возможен, да и не нужен. Просто вы должны понимать, что вас ждет - больше туризма или фотообучения.

5. Где можно посмотреть фотографии участников предыдущего фототура?

Поиск и разработка оригинального, интересного фототуристического маршрута - довольно сложная и ресурсоемкая задача. Почти все интересные поездки повторяются. Если организаторы не могут вам продемонстрировать результаты ваших предшественников, с высокой степенью вероятности это означает, что результатов нет. Косвенно это говорит о том, что этот конкретный фототур с ударением на слово «тур». Или на то, что ведущий фотограф не смог вдохновить своих учеников. Или на то, что места/события не очень интересные. Все перечисленные варианты нормальны и вполне могут подходить именно вам в данный момент времени, просто лучше понимать это заранее.

Просмотр фотографий предыдущих групп поможет вам в явном виде увидеть, что вас ожидает и какого уровня фотографии вы сможете привезти из этой поездки. Очень хороший критерий качества фототура (не зависимо от акцентов) - издание по итогам поездки совместного альбома фотографий и проведение фотовыставок.

6. Кто уже записался в группу?

Если вы не первый участник, поинтересуйтесь у организаторов тем, кто уже записался в группу. Хотя бы в обших словах. На этом этапе важны не конкретные имена (да и вряд ли вам их предоставят до записи в группу), а общий эмоциональный посыл, с которым расскажут о людях. Очень хорошо, когда участники могут познакомиться друг с другом виртуально в процессе формирования группы. Если организаторы позволяют это, обязательно загляните друг к другу на сайт, Фейсбук, Инстаграм и задружитесь заранее.

6. На кого рассчитан фототур?

Этим вопросом имеет смысл задаваться, но практика показывает, что разница в уровне фотографической подготовке не является принципиальным моментом. Безусловно, совсем новичкам первые дни будет чуть труднее, а профессионалам чуть скучнее. Но обычно фототуры создают настолько комфортную среду для мощного развития, что разница между «новичками» и «старичками» быстро нивелируется, по крайней мере в области терминологии и общего понимания фотографических задач. И потом, как ни крути, а старичкам всегда приятно делиться мудростью с молодыми.

***

Для полноты картины, пожалуй, имеет смысл привести еще несколько слов, которые употребляются в контексте слова «фототур», либо замещая, либо дополняя его:

1) Фотопутешествие. Это слово чаще используют те, кто пытается сместить акцент со слова «тур».
2) Фотоэкспедиция. Фототуры с уклоном в походный формат.
3) Мастер-класс. Фототуры с явным акцентом на слово «фото».
4) Воркшоп. Примерно тоже самое, что и мастер-класс, возможно с чуть большим упором на совместную практику.

Так все-таки, фото или тур? В каких пропорциях? Сколько вешать в граммах? Ответы на эти вопросы будут зависеть от того, что именно вы хотите. Что больше подходит именно вам - это вопрос ваших личных приоритетов. Интересным, полезным и приятным может быть и то и другое, в любых соотношениях.

Если говорить о рекомендациях, на сегодняшний день я бы посоветовал выбирать среди вот этого скромного списка компаний, организующих качественные фототуры:

Фотопланета
Фреймвей
Иван Дементиевский
Владимир Трофимов

Фототурами в наше время занимается огромное количество людей и организаций. Наверняка есть много достойных вне этого списка. Но здесь я привожу те, которые очень хорошо знаю лично и в которых абсолютно уверен. Вместе с тем, я не буду против, если в комментариях вы разместите свои ссылки - это уже будут ваши рекомендации.

Удачи в выборе!

фототуры, статьи

Previous post Next post
Up