Сегодня мы побываем в оленеводческой бригаде №6 Муниципального Унитарного Специализированного Сельскохозяйственного Предприятия «Ленинское», которая базируется примерно в 40 км от Саккырыра, Республика Саха (Якутия). Добраться сюда можно только по зимнику реки Улахан-Саккырыр. На снегоходах, оленях или... на вездепроходимых УАЗиках. Иногда :)
2.
Мы шли караваном из 4-х машин. Большая часть дороги проходила по зимнику, но иногда она выныривала в лесотундру.
3.
Так выглядят берега Улахан-Саккырыра.
4.
Буквально 2 часа тряски и преодолевания неожиданных препятствий, и мы в базе оленеводов.
5.
Здесь стоит стационарный деревянный сруб, палатка и небольшой загон для оленей (по всей видимости, ездовых). Основное стадо кочует поодаль. В зимнее время чумы здесь используются редко, вместо них сейчас чаще ставят палатки. Летом чаще ставят чумы.
6.
Хозяева покормили нас с дороги.
7.
Нас, это человек 20 делегации :) В основном - чиновники, отчитываться перед населением за проделанную в 2012 году работу. Отчитываются ежегодно перед каждым жителем республики, перед оленеводами в том числе.
8.
9.
Перекусив, выдвигаемся в стадо.
10.
Всего в МУССП «Ленинское» содержится 8000 голов оленей, из них в 1200 в шестой бригаде. Основная часть оленей в этом предприятии государственные, но есть и частные. Форма собственности в других родовых общинах бывает разная - государственная, частная и смешанная.
11.
Бригада состоит из семьи. Костяк - отец, мать, двое сыновей и двое наёмных работников. Остальные члены семьи бывают здесь периодически. Как правило, у семей оленеводов есть дома и квартиры в сёлах. Хотя встречаются и такие, у которых в паспорте на странице прописки написано «такая-то тундра».
12.
Ещё издалека, на подъезде к стаду видно белое облако, которое его окутывает.
13.
Из-за дыхания оленей температура внутри стада на 10-15 градусов теплее, чем «снаружи». То есть около -40 вместо и -50.
14.
15.
16.
Пообщавшись с оленеводами, все вместе возвращаемся в избушку. Начинается отчёт правительства, который выглядит как дружеские посиделки, только без алкоголя. Нас угощают олениной и чаем. Обсуждаются важные дела государственной важности. С упором на вопросы и проблемы, актуальные для конкретной бригады.
17.
9-летний мальчик, это внук. В школе сейчас занятия отменены, т.к. температура ниже -50. Поэтому мальчик с утра до вечера помогает дедушке и дядям в стаде.
18.
Унты! Ударение на Ы.
19.
Чиновники объясняют оленеводам схему получения дополнительных дотаций, связанную с созданием профсоюза. Подсказывают, какие нужно собрать документы и как именно это оформить. Вырабатывают план содействия.
Из того, что я понял с моим скромным знанием якутского :) - среди прочих обсуждалась проблема коралезации. Это пересчёт поголовья скота, от слова «кораль» (загон). Говорили о сложности применения современных технологий микрочипирования в арктических условиях... оказывается, сканеры не выдерживают холода. Поэтому пока продолжают считать вручную, хотя поиски эффективных технологических решений (актуальных для всей Якутии, а не только в данном регионе) продолжаются.
20.
Все вопросы обсудили, настало время уезжать. Наша полиция нас бережёт, естественно! От волков :) И наверное в случае чего можно по рации связаться с селом.
21.
Дровница и якутский пёсик. Все животные здесь морозостойкие.
22.
Ездовые олени.
23.
Групповое фото на память, и в обратный путь.
24.
Темнеет.
25.
26.
В Саккырыр вернулись в полной темноте. Как всегда, не без приключений. В какой-то момент дорога потерялась под верхним слоем молодого льда, который образуется в связи с пробивающимися из под основного льда источниками. В результате на поверхности замёрзшей реки то здесь то там возникает 20-30 сантиметровые лужи и миниозерца. Снизу основной лёд, сверху тонкий свежий. Образуются такие микрозатопления случайно и довольно быстро покрываются тонким льдом. Провалиться под него, как нечего делать, что и случилось с некоторыми нашими машинами. Немного побуксовали, немного промокли. Может и не так страшно, когда сталкиваешься с таким ежедневно, но для нас, для городских жителей всё это выглядело достаточно стрёмно. После того, как выкарабкались, в нашей машине поломалась запирающее устройство в одной из дверей, и мы полтора часа поочереди дежрали её, периодически вываливаясь на улицу. Тряска ведь огого. Но... в общем, все живы-здоровы, а это главное :)
В следующий раз я расскажу вам про якутскую кухню. И, конечно, покажу фотографии еды!
P.S. На всякий случай напоминаю
Правила поведения в этом журнале.
Поддержка этого путешествия:
Fujifilm,
Canon, Министерство по внешним связям Республики Саха, Министерство туризма и предпринимательства Республики Саха.
Все публикации об этом путешествии доступны по тегу
Якутия.