Продолжаю фотоисторию о поездке в Джаргалах, село в арктической зоне крайнего севера численностью 200 человек. В
первой части я рассказывал о том, как мы добирались до этого весьма удалённого от цивилизации места и делился первыми впечатлениями от расположенной посреди тундры деревни. Во второй будет больше людей и вообще много фотографий, сделанных внутри помещений и домов.
3.
«В первую голову надо поесть», говорил Змей Горыныч. После якутских морозов любая, даже самая простая трапеза превращается в истинное удовольствие. А такая изысканная еда, как, например жёлтая икра арктического гальца или язык оленя тем более! Удивительно, но кроме огромного разнообразия мяса и рыбы, на столе были мандарины и виноград. Конечно, привозные.
4.
5.
Безопасность нашего пребывания в Джаргалахе обеспечивал наряд полиции в составе 1 чел. Сущая формальность, ибо охранять там просто не от кого. От волков разве что. Но для порядка положено!
6.
Унты так поразили меня своим удобством, теплом, дышащими свойствами, практичностью и красотой, что я снимал их при каждой возможности.
7.
Цигель-цигель айлюлю. Пообедали, и за дело! Чиновники сюда приехали не отдыхать, а отчитываться перед населением за проделанную правительством в 2012 году работу.
8.
Местный клуб. Ждём начала мероприятия.
9.
Моя милиция меня бережёт. Если чо, я не над полицейским иронизирую, а над ситуацией :) Мужик то как раз нормальный оказался, старался всячески быть полезным на вверенном ему посту.
10.
Начинается отчёт. Как и в прошлый раз, чиновники рассказывают о том, что было сделано для Республики и для конкретного улуса (района), а что из задуманного сделать пока не удалось. Слушают местных жителях, которые говорят о самых насущных проблемах. В очередной раз поразился адекватному и разумному диалогу между властью и населением, которые находятся буквально на расстоянии вытянутой руки. Я, конечно, далёк от политики и социальной жизни, но мне не доводилось ранее слышать, чтобы такая форма взаимодействия практиковалась где-либо ещё.
11.
Всё, о чём идёт речь, тщательно протоколируется специальной комиссией. Унты! (ударение на Ы)
12.
Ещё унты! И шапка. И бабушка чудесная.
13.
Шапка! И снова чудесная бабушка.
14.
Будущая шапка! Просто жеребёнок. Пока правители заседали с населением (длится это обычно много часов), я попросил местных сопровождающих показать мне село и познакомить с людьми. Правда, некоторые из тех, с кем меня непременно хотели познакомить, в это время находились в актовом зале, но ради такого случая они специально отлучались на 10-15 минут. С тем, чтобы продемонстрировать мне своё хозяйство.
15.
16.
Разгрузка питьевого льда, который специальная бригада развозит по домам. Сам лёд выпиливается из реки. Глядя на то, как ребята работают, я пошутил: «Вы прям как русские! Один работает, четверо смотрят». Мужики долго смеялись, шутка удалась :)
17.
Почему-то мне кажется, что это бригадир. Очень колоритный персонаж, и сразу видно, что ответственный.
18.
Многое пришлось испытать моим камерам в этой поездке. Про это будет отдельный пост.
19.
Этой девушки 29 лет, она хозяйка самой образцовой молодой семьи в деревне. У них множество скота и оленей, огромное количество единиц техники (включая вездеход), прекрасный дом, дети и т.д. Кроме всего прочего, хозяйка сама шьёт унты - для семьи и на заказ.
21.
Мы договорились о том, что она сделает одну пару специально для моей жены. Из белой шерсти. Вообще, недешевое удовольствие, я вам скажу. Хорошие унты стоят около 30 тыс. руб. Белые несколько дороже. В зависимости от качества выделки, шитья и сложности орнамента цена может быть выше (иногда значительно) или ниже (не очень сильно).
Поначалу, ещё будучи в Якутске, я думал, что это такая спеццена для туристов. Но оказалось, что это реальная цена на ручную работу и хорошее качество. Местные покупают именно за эти деньги. Те, кто хочет сэкономить, поупают китайские аналоги (их довольно много продаётся) стоимостью от 6 тыс. руб, но их качество существенно ниже - быстрее снашиваются, не говоря о том, что обувь может элементарно не дышать (нога потеет).
Кстати, ещё один бюджетный вариант - валенки. Весьма пользуются спросом, причем не всегда из-за цены, в некоторых случаях, говорят, действительно очень удобно (не успел вникнуть, в каких). У многих есть и унты, и валенки. Но вернёмся к унтам.
Унты изготавливаются из определённого меха, который берётся с ног оленя. Более того, олень должен быть в определённом возрасте (должен быть молодым), поэтому унты шьются, как правило, в определённое время года. Для того, чтобы сшить одну пару, необходимо 3-4, а иногда 5 оленей. При этом снимается две мерки - размер ноги и длина окружности икр. По которой, собственно, проходит орнамент.
Орнамент бывает разной сложности и умение с ним работать - целое искусство. Вот, например, что стоит за вполне несложным рисунком:
22.
Как вы наверняка догадались, здесь использован мех разных по окраске особей.
20.
Племянник нашей героини. Он же на фото номер 2 в самом начале этого поста, среди унт, ею сшитых.
23.
А эта красивая девушка и её сестра живут в другом доме.
24.
У каждой - свой компьютер. На мой вопрос, есть ли у них интернет, встретил изумлённые взгляды: конечно есть! Быстрый? Да нормальный. Как потом выяснилось, ADSL и не очень быстрый, но жить можно.
24.
Валера - единственный русский в этом селе. Очень звал меня в гости, и я, конечно, с удовольствием согласился.
25.
Вообще Валера из Иркутской области. Как он попал в эти места, вспомнить никто уже не может. Но живёт он здесь вот уже 25 лет. Выучил якутский язык и вообще свой по всем параметрам. И жена тоже якутская.
26.
Валера очень просил меня рассказать про них в интернете. И всё спрашивал - «Не подведёшь? Не обманешь?». Валера, конечно нет! Мужик сказал, мужик сделал.
27.
28.
Пока я ходил по гостям, отчёт закончился, и нас всех собрали на ужин.
29.
Виктор Джамаханович Колесов, зам. министра труда и соцразвития. Вообще, в правительстве очень много молодых чиновников.
30.
Хотя есть представители и старшего поколения.
31.
Памятное фото на выезде из Джаргалаха. Впереди 5 часов пути по тундре ночью со скоростью 20 км/ч. Всего предстоит преодолеть 90 км.
32.
Примерно через полчаса у нашей машины спустило колесо. После его замены мы двинули дальше, и вроде бы всё шло хорошо. Но где-то за 30 км до финиша машину вынесло в кювет. Нет, она не перевернулась, просто резко ушла с колеи в сторону. С резким звуком лопающегося металла. Сначала я подумал, что водитель не справился с управлением, но потом стало понятно, что на самом деле лопнула рулевая тяга и именно поэтому управление потерялось.
Первый вопрос - далеко до села? 30 км. Второй вопрос - бензина много? Почти полный бак, с учётом запасных канистр. Первая мысль - ну, одеты тепло, если что пешком дойдём. Стоило её озвучить, как услышал смех. Не дойдёшь, лучше даже не пытайся. Почему? Волки. А связь есть? Связи нет, будет километров через 20. Что же делать? Ждать.
33.
И вот тут, так сказать, на собственной шкуре мне стало понятно, почему машины никогда не ездят по тундре в одиночку. Минимум два, а лучше три и более борта в караване. Посовещавшись, водители пересадили основных пассажиров в ту машину, которая шла позади нас (мы были предпоследними в караване), а трое местных остались ждать помощи. В таком состоянии автомобиль можно оттранспортировать только на жёсткой сцепке.
В составе 8 человек мы ехали в УАЗ-ике и вспоминали анекдот «Васька, тебя же с нами не было! Здрастье, а кто тогда на баяне играл?». Через какое-то время встретили ещё одну нашу машину, которая ждала хвост и была готова развернуться навстречу. Еще через 10 км появилась связь, водители сообщили в село ситуацию и вызвали подмогу.
Вместе с этим мы узнали о том, что в селе встали все 3 котла центральной котельной. Проблема достаточно серьёзная, хотя и не критичная. В первую очередь из-за труб, которые если заморозить, то всё - только под замену. Пока мы ехали, своими силами удалось запустить один котёл. Ночью спать было действительно холодно, а на утро пришёл спецборт с 8 специалистами. Еще через сутки прилетел второй самолёт, который привёз ещё 25 специалистов. Когда мы улетали, из 3-х котлов работали уже 2, и вот-вот должны были запустить третий. Насколько я понял, причина оказалась в некачественном топливе.
Вот такой длинный день, такие приключения. А на следующее утро мы поедем в оленеводческую бригаду. Но об этом - в следующей публикации.
P.S. На всякий случай напоминаю
Правила поведения в этом журнале.
Поддержка этого путешествия:
Fujifilm,
Canon, Министерство по внешним связям Республики Саха, Министерство туризма и предпринимательства Республики Саха.
Все публикации об этом путешествии доступны по тегу
Якутия.