Иногда, натыкаясь на мои фотографии или отчёты о путешествиях по тем или иным местам, мне пишут люди, с этими местами связанные. Больше всего таких писем я получил относительно Аральского моря, экспедицию на которое мы устраивали с друзьями в 2007 году. Отчёт об этом путешествии можно почитать
здесь. Я, правда, тогда и фотографировать то толком не умел, но не суть важно.
Так вот, помнится, когда мы ночевали на одной из релеек (радиорелейные станции), которые располагаются каждые 50 км и раньше служили для передачи эфирного сигнала в далёкие сёла, я поразился - боже мой, кто же интересно здесь работал раньше? Это же за пределами любых пределов цивилизации, условия жизни мягко говоря суровые. Ближайшие люди - 50 км по пустыне, и это такая же будка с двумя комнатами и сортиром на улице, в которой дежурят 2 человека. Дежурят минимум месяцами, а то и годами. Кругом змеи, скорпионы, волки и прочая степная живность. Кто мог выбрать такую жизнь? А если выбрал, как потом жили эти люди, когда союз развалился, в космос пустили спутники и надобность в релейках отпала.
И вот, спустя 5 лет, я получаю письмо с ответами на эти вопросы:
Здравствуйте, Павел.
Я 10 лет проработала на релейной станции РРС-23.
С огромным удовольствием прочитала и просмотрела ваши статьи.
Хотелось бы поучаствовать в ваших "походах")))
Если такое возможно.
Пока ещё здоровье позволяет)))
Ну, а если не пригласите, то тогда просто предложение: могу подарить кучу слайдов о Арале и жизни на Релейной станции. Может пригодится.
Второе письмо после моих вопросов:
Павел, добрый день, или вечер!
Отвечу кратко на ваши вопросы:
Мы работали на РРС-23, а наши лучшие друзья на РРС-19 [расстяние между станциями 200 км по пустыне - прим. П. Косенко]. Работали, можно сказать, круглогодично, потому что сменщики просто числились и приезжали на пару месяцев в году, чтоб мы смогли отдохнуть, повидать родителей и старших детей, которые уже учились в школе. С 80 по 90 год. Когда повеяло развалом Союза, то нас без стеснения предупредило местное, то есть наше непосредственное начальство на месте, что нам нужно убираться... Казахстан для казахов, Узбекистан - для узбеков, а мы должны искать работу в России. К сожалению и в России нам не очень обрадовались, просто ситуация в стране была нестабильная, работы не было, да и пошли политические распри между республиками, смена правительства... Мы уехали в Бельгию и попросили полит.убежища. Вот 20 лет живём здесь. Гражданство Бельгийское. Ваши работы обязательно посмотрю! Очень интересно! Рада была познакомиться, потому что не только люблю новые встречи и новых людей, но и рада была вспомнить нашу жизнь в пустыне. Для некоторых, возможно, это экстрим, страшно жить, когда вокруг змеи, волки, скорпионы, а мы их попросту не замечали. Привыкли, не обращали внимания, хотя несколько ситуаций было довольно напряжённых. И скорпионы кусали, и волки нападали. Ну что делать. Охотились на волков, лис, сайгу. Змей не обижали, и не уничтожали. У нас были собаки-овчарки, много кошек (вот они со змеями хорошо справлялись), черепахи, сайгачата, ящерицы, ёжики. Остались фото, слайды, чёрно-белые фильмы на плёнке 8 мм. И много воспоминаний. При нас Арал ещё был морем и мы ходили купаться и ловить рыбу. Сейчас...ужас!
Пишите, если что-то интересно и не жаль своего времени. Его всегда у творческих людей не хватает! До связи!
Вот такие судьбы у людей бывают. Может и ничего необычного, но как-то тронуло меня. Вероятно, чтобы это прочувствовать, надо побывать на Аральском море. Это, правда, одно название теперь. Вроде названия региона. Тогда, в 2007, оставалось всего 25% площади, сейчас даже не знаю сколько, если вообще осталось.
P.S. Посмотрел в
Википедии, около 20% площади осталось по состоянию на август 2011 г. Вот на этой картинке видно что осталось, а что было в 1960-е годы обозначено контуром.
Аральское море. Август 2011.
Внизу Узбекистан, вверху Казахстан. Релейки располагались вдоль левого берега, по карте снизу вверх, каждые 50 км.