Огни большого города (1931) / City Lights комедия / драма / мелодрама
Режиссер: Чарльз Чаплин
В ролях: Вирджиния Черрилл, Флоренс Ли, Хэрри Майерс, Эл Эрнест Гарсиа, Хэнк Манн
Кадр из фильма «Огни большого города»
На длиннющую жизнь
Чарли Чаплина выпали все главные перевалочные пункты развития кинематографа, он встретил появление в кино звука и цвета, да что там - Чаплин дожил до эпохи спецэффектов, хоть и завязал к тому времени со съемками. Выбрать главный фильм в карьере этого необыкновенно талантливого комика, самостоятельно занимавшегося сценариями, режиссурой и музыкой, трудно, но для первого знакомства мы предложили бы «Огни большого города» - пожалуй, самую романтичную работу этого мастера на все руки. «Огни» вышли на границе эпох немого и звукового кино, поэтому слова в ленте отсутствуют, при том, что картину сопровождает музыка и звуковые эффекты. Полюбившийся зрителям Бродяга на сей раз встречает свою любовь - слепую девушку-цветочницу, спутавшую хронического бедняка с богатым покупателем. Фильм неизменно занимает места в первой десятке самых романтичных лент в истории кино.
Касабланка (1942) / Casablanca война / драма / мелодрама
Режиссер: Майкл Кертиц
В ролях: Хамфри Богарт, Ингрид Бергман, Пауль Хенрид, Клод Рэйнс, Конрад Фейдт
Кадр из фильма «Касабланка»
Еще одна величайшая любовная история, разворачивающаяся уже не на фоне Великой депрессии, а в декорациях начавшейся Второй мировой войны. В картину изначально не слишком верили даже сами создатели, но результаты превзошли все ожидания - фильм стал одним из самых цитируемых в истории кино. Открытый честный тон «Касабланки» сделал фильм историей на все времена, даже сегодня картина смотрится на одном дыхании. Черно-белый строгий тон дополнительно подчеркивает отношения героев
Хамфри Богарта и
Ингрид Бергман, отсутствие цвета лишь усиливает искренность любви персонажей. Кстати, желающие могут оценить различие между черно-белой и цветной версией фильма, ведь «Касабланку» колоризовали еще в 80-х. Зрители, привыкшие к классическим образам, подарок не оценили, современные телеканалы и кинотеатры стараются демонстрировать классический вариант.
Третий человек (1949) / The Third Man мистика / нуар / триллер
Режиссер: Кэрол Рид
В ролях: Джозеф Коттен, Алида Валли, Орсон Уэллс, Тревор Хауард, Бернард Ли
Кадр из фильма «Третий человек»
Выбрать из множества фильмов
Орсона Уэлса такой, который стал бы эго визитной карточкой, совсем непросто. Кто-то укажет на «
Гражданина Кейна», но мы свой выбор остановили бы на «Третьем человеке» - образчике нуара, жанра, захватившего Голливуд на долгие годы в середине прошлого века. Интересно, что страной происхождения триллера числится Великобритания, но за океаном фильм стал настолько популярным, что «Третьего» причислили к местной классике, а Американский киноинститут назвал ленту «одним из лучших американских детективов» в истории. Ну да, американский детектив с местом действия Вена. В середине века «Оскары» художникам, операторам и дизайнерам вручались отдельно в категориях цветного и черно-белого кино. Так вот, свою единственную академическую статуэтку фильм «Третий человек» получил именно за работу оператора - съемки в темноте венских катакомб действительно феноменальны.
Римские каникулы (1953) / Roman Holiday комедия / драма / мелодрама
Режиссер: Уильям Уайлер
В ролях: Грегори Пек, Одри Хепберн, Эдди Альберт, Хартли Пауэр, Харкурт Уильямс
Кадр из фильма «Римские каникулы»
Кто не видел первую значительную роль в кино
Одри Хепберн, тот, считайте, и жизни не нюхал. Мелодрама
Уильяма Уайлера «Римские каникулы» могла выглядеть совсем иначе, ведь у руля должен был стоять
Фрэнк Капра, а главные роли отводились
Элизабет Тейлор и
Кэри Гранту. К счастью, ведущую пару актеров составили
Грегори Пек и Хепберн, а зрители получили историю любви на все времена. Современная Золушка уже не разбирает горох и чечевицу, теперь она принцесса, которая теряется на улицах Рима, чтобы попасть в лапы к циничному фотографу. Отработав в кадре с юной Хэпберн, Грегори Пек был абсолютно уверен, что за свою роль актриса получит «Оскар», поэтому попросил ее имя в титрах поставить первым. Как в воду глядел - «Оскар» и «Золотой глобус». И одна из самых солнечных романтических комедий в истории черно-белого кино!
В джазе только девушки (1959) / Some Like It Hot комедия / детектив / драма / музыка / мелодрама
Режиссер: Билли Уайлдер
В ролях: Мэрилин Монро, Тони Кертис, Джек Леммон, Джордж Рэфт, Пэт О'Брайен
Кадр из фильма «
В джазе только девушки»
Как же можно пройти мимо картины, на долгие годы ставшей образцом музыкальной комедии? Контракт
Мэрилин Монро со студией Fox требовал, чтобы актриса снималась только в цветном кино, но постановщик
Билли Уайлдер уже был настроен снимать в черно-белой гамме. Во-первых, Уайлдер недолюбливал цветные фильмы, во-вторых, целью постановщика было стилизовать картину под гангстерские фильмы 20-х годов, какой уж тут цвет. Наконец, сделав цветные пробы переодетых и загримированных
Джека Леммона и
Тони Кертиса, вся съемочная группа пришла к выводу, что в цвете вся «маскировка» идет прахом. В результате мы имеем не просто прекрасный черно-белый фильм, «В джазе только девушки» стал той соломинкой, что переломила хребет верблюду цензурного кодекса Хейса, а заодно послужил первым ударом по старомодной, не отвечающей требованиям нового времени студийной системе.