(no subject)

Dec 25, 2023 19:38

Идея науки как основы мировоззрения и отношения к миру появляется именно в конце XIX века, когда авторитет науки достигает своего апогея. Когда мир мыслиться по образу большого часового механизма, устройство которого наука с большим успехом постигает. Здесь скрыто присутствует множество не отрефлектированных (не осознанных, если говорить на, пацанском языке) допущений, множество предрассудков.
В этом отношении все теософские учения хотят быть наукой, то есть, иметь такой же непререкаемый авторитет, такую же принудительную доказательность. И здесь важную роль играет представление (в отличии от понятия) о научном факте, как о безусловной и окончательной данности. Следующий предрассудок - это предметная данность в научном познании: предмет, как то, что существует отдельно от исследователя, что существует внешним для него образом и может быть предметом наблюдения.
Существует современный предрассудок, что квантовая физика преодолела это представление, что наблюдатель не отделим от наблюдаемого. Но это - науч.поп. В квантовой физике нет никакого наблюдателя, это лишь условное выражение для описания процедуры измерения в эксперименте.
Важнейший предрассудок современного мировоззрения - это представление о духовном мире, как о такой же совокупности механизмов и законов их функционирования, как это имеет место в естественной науке.
Это можно достаточно точно назвать духовным материализмом. Наука материалистична не потому, что она якобы признает примат материи над духом, а потому, что ей неведом дух. Она не видит то, что научная картина мира - это порождение духа, историческое по своей природе, и по той же природе вполне ограниченное. Она не видит, что возможно совершенно другое отношение к миру и к его источнику.
Previous post Next post
Up