Подошло к концу время моей работы в Саудовской Аравии. Передав корпункт вновь прибывшему коллеге и собираясь покинуть эту гостеприимную и в высшей степени интересную страну, я стал прощаться с друзьями, знакомыми.
В том числе, позвонил в министерство информации, чтобы договориться о встрече с Салехом Сулейманом - человеком, который на протяжении двух последних лет активно помогал мне на стадии открытия и становления представительства «РИА Новости» в Эр-Рияде, а потом - и по ходу работы. В ответ он сказал, что я обязательно должен заехать не только, чтобы проститься, но и чтобы получить у него разрешение на окончательный выезд из страны.
Каждый иностранец, работающий в Саудовской Аравии, имеет своего поручителя. Им может быть государственная или частная компания, то или иное министерство. Без поручителя в королевство не въедешь, без его согласия иностранец не может ни открыть счет в банке, ни купить машину, ни арендовать жилье. Везде требуется виза поручителя. Его имя фигурирует во всех документах.
Моим поручителем, равно как и всех аккредитованных в королевстве иностранных журналистов, является министерство культуры и информации. Оно, совместно с МВД, и занимается вопросами оформления разрешения на «окончательный отъезд».
Является ли все это, коль скоро мы говорим о журналистах, формой контроля над ними? Нет. Никакой цензуре моя деятельность здесь никогда не подвергалась. Я, как и все мои коллеги, имел возможность беспрепятственно ездить по стране - для этого не требуется никаких согласований и разрешений, встречаться с людьми и освещать события так, как я их видел и понимал. Но во всем остальном без поручителя - никуда.
Объясняется это очень просто. Минимум треть 24-миллионного населения Саудовской Аравии составляют иностранцы, гастарбайтеры. В ряде соседних княжеств Персидского залива их доля и того выше и достигает порой 80%.
Жесткий контроль над этой огромной человеческой массой в этих странах продиктован, прежде всего, необходимостью заботы об интересах коренного населения, обеспечения безопасности собственных граждан и государства.
Так, к примеру, чтобы получить разрешение на окончательный выезд, мне нужно было подтвердить, что я ничего не задолжал владельцу арендуемого мной дома (тем самым государство позаботилось о его интересах), что моя машина снята с учета - стало быть, она не в розыске, и на мне ничего «не висит».
Почему поручитель обо всем этом должен заботиться и отчитываться перед государством? Да потому, что он нуждается в иностранной рабочей силе (Мининформации, естественно, не в счет), без которой или не может обойтись, или, привлекая ее, получает большую прибыль, чем, используя местные кадры. А коль так, то государство взамен вправе требовать от него, от поручителя контроля и порядка. Тех, кто их не обеспечивает, наказывают снижением квот на ввозимый «товар».
В России гастарбайтеры не составляют треть населения. Но сколько их, где они живут, как попадают в страну и как ее покидают, сколько платят налогов и платят ли их вообще, вряд ли кто в российских властных структурах точно знает. Очевидно, что интересам коренного населения отсутствие ясности и контроля в этом вопросе не отвечает. Газеты пишут о росте преступности в Москве, вызванном массовым высвобождением гастарбайтеров в связи с идущим сейчас процессом замораживания жилищного строительства. А что те, кто пользовался дешевым трудом приезжих рабочих, а сейчас просто выставил их за ворота? Несут они какую-то ответственность перед государством и обществом?
Вот потому я и решил поделиться саудовским опытом.